Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ПЯТЬ МАЛЫХ НАУК (RIGS-PA I GNAS CHUNG-BA LNGA).

Согласно классификации астрология (тиб. Цийпа, джйоти-шастра) относится к Пяти Малым наукам. В Тибете астрология получила мощное развитие и помимо адаптации индийских систем (Белая, Калачакра и нумерология "янгчар") обогатилась еще и так называемой астрологией Элементов или Черной астрологией, ведущей свое происхождение из Бона.

Главным текстом для тибетской астрологии являются Калачакратантра (из собрания Канджур) и знаменитые комментарии к нему. Лалитавистара и Палкха Дро Гьямцо (dPal mKha‘ ‘Gro rGya mTsho) (Шридакарнава) тантра в Каджуре также содержат некоторые материалы по астрологии. Календарь шестидесятилетнего цикла (Rab Byung) был введен в Тибет в 1027 г. вслед за введением Калачакратантры. Выдающиеся ученые Бутон (1290-1364) и Долпо (1292-?) написали много трактатов к Калачакра-тантре.

В более поздние века развились четыре главных традиции астрологии:

(а) Пхуглуг (Phug Lugs, традиция Пхугпы). Это традиция тех, кто следовал астрологическим текстам Пэкар Жалунга (Pad dKar Zhal Lung), дополнительным текстам, написанным Норзангом Гьяцо (1423-1513) и Пхугпа Лхунтруп Гьяцо.

(б) Цхурлуг (mTshur Lugs, традиция Цур) - Традиция последователей астрологической литературы, написанной Цурпху Донтруб Одзером.

(в) Пхуглуг Друбци (Phug Lugs Grub rTsis). Это поздняя астрологическая тра-диция основанная на текстах Вайдурья Карпо (Ba‘i Dur dKar Ро) Десрида Сангье Гьяцо и Ньингдже Нангва (Nying Byed sNang Ва) Минлинг Лочена.

(г) Цхурлуг Друбци (mTshur Lugs Grub rTsis). Эта традиция основана на тексте Ньеркхо Бумзанг (Nyer mKho Bum bZang) Нгелег Тендзина.

Некоторые другие важные тексты, написанные тибетскими астрологами:

1. Цикьи Танчо Кхэпа Гадже (rTsis Kyi bsTan Chos mKhas Pa dGa ‘Byed) Бутона

2. Нгадю Лаглен и flp.(lNga bDus Lag Len) Долпо

3. Дюкхор Дрелчен (Dus ‘Khor ‘Grel Chen) Кхедруб Дже

4. Цикюн Дюпа (rTsis Кип bsDus Pa) Ранджунга Дордже

5. Пэдкар Жалунг (Pad dKar Zhal Lung) Норзана Гьяцо

6. Дюкхор Дрелчен (Dus ‘Khor ‘Grel Chen) и др. Мигхам Намгьяла

7. Цижунг Ригдан Ньингтхиг (rTsis gZhung Rig IDan sNying Thig) Кхьенраба Норбу (1890-1962)



Астрология Планет и Созвездий (тиб. Карци).

Слово "Kap"(sKar) означает "астрономия", "ци" (rTsis) означает "астрология". Это астрология, базирующаяся на положении созвездий. Поэтому Карци по существу есть астрономия - изучение звезд. В этой системе имеется большая доля индийской астрологии, включенной в тибетскую астрологию. Карци идет от калачакра-тантры. Калачакра - это не просто астрология, а, скорее, толкование через астрологию состояния индивида, внешнего мира и элементов. Карци можно соотнести с западным полем видения астрологии, так как она включает изучение планет и звезд и содержит в себе большое количество математических расчетов.

Тибетская астрономическая система Карци обнаруживает подход, схожий с современным научным, который уже находится во Внешней Калачакре: общие представления о Солнце, Луне, планетах, скоростях, расстояниях, времени, пространстве и т.д., и теории происхождения - все включено в эту систему. Движение планет, время зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия и даты затмений могут быть определены через традиционные тибетские пособы вычисления на сари (специальная доска для астролога с делениями и покрываемая во время расчетов пеплом от курительных палочек и санцзе), которые с почти совершенной точностью могут соперничать с современными астрологическими вычислениями при помощи компьютерной техники. Это показывает как далеко вперед продвинулись эти древние системы.



Система Янгчар (dByang-char, нумерология).

"Восход гласных звуков" или Янг Чар (dByangs-char) относится к третьему разделу тибетской астрологии и по сути, является тайной тантрийской практикой внутри раздела Карци. Эта система, иначе называемая "Проявление через гласные звуки" имеет много сходства с западной и индийской системами, к тому же в ней обнаруживаются несомненные параллели с принципами нумерологии.

Данная система с элементами остальных ведущих разделов астрологии является обеспечением особенно важных событий, таких как 1) рождение ребенка, 2) время замужества, 3) когда болезнь не поддается обычному лечению и 4) смерть. Здесь возможны консультации, в какой период времени могут произойти перемены, такие как переезд с одного места на другое, а также вычисляется лучшее время для начала важного проекта или путешествия.



Астрология Калачакры.

Астрология и астрономия имеют непосредственное отношение к системе Калачакры и изучаются как обязательная часть курса. Специалисты - астрономы этого факультета ежегодно выпускают календари лунного летоисчисления. Более выдающиеся из них конкурируют между собой в предсказаниях солнечных и лунных затмений. В большинстве случаев эти астрономы предсказывают затмения с замечательной точностью, несмотря на то, что их астрономические вычисления основаны на построениях геоцентрической теории древнеиндийской и отчасти бонской (китайской) астрономии, приближающейся к птолемеевской системе.

Источником Знания астрологии и медицины является Калачакра тантра, впервые переведенная с санскрита на тибетский в 1027 году н. э. (год ОгняЗайца). Овен, третий месяц в тибетском календаре, также является первым месяцем Нового года по системе Калачакра.

Рассчитывая гороскопы по системе Янгчар, опираются на девять планет, тогда как в системе Калачакры признаются только восемь: Кету не включают. На расчетной таблице четыре гневные планеты расположены на Севере, Юге, Востоке и Западе, тогда как мирные планеты располагаются в промежутке, по углам, оказывая свое благоприятное или отрицательное воздействие.

Эта система делает возможным составлять ежегодные хронологические сводки и календари. Принципы, изложенные в Калачакра-тантре, используются для составления тибетского ежегодного альманаха, с помощью которого мы можем определить с точностью до одного дня место положения звезд, планет и знаков зодиака. Первый альманах был подготовлен в традиции Цур Луг, основанной Третьим Кармапой Ранджун Дорже (XIV в.). Каждый год в Индии, в Дхарамсале (ИТМиА), продолжает публиковаться традиционный альманах в соответствии с более удобной системой Пхуг Луг (Phug-lugs, "Внутренняя традиция").

По утверждению калачакра-тантры, поскольку человеческое тело составлено из Пяти Элементов и подпитывается содержащимися в нем элементами, то и болезни являются выражением дисбаланса среди этих элементов и тогда лекарство должно быть составлено из соответствующих компонентов. Между Внутренней Калачакрой и Чжуд-Ши можно найти много общего, в том числе и относительно выбора лекарственных средств, которые могут включать в себя медицинские или йогическе практики, ведение правильного образа жизни или исполнение пуджи. Следует знать, что ссылки на астрологию содержатся и в других текстах будийской Дхармы, таких хорошо известных, как "Океан пространства Чакрасамвары" и "Четыре Ваджрных Истины". Текст Калачакра тантры можно принять за медицинские тексты, что указывает на тесную связь этих двух наук между собой.


Астрология Элементов (Чжунци).

Чжунци или Астрология Элементов находилась под большим влиянием бонской (а также китайской) системы астрологии элементов (стихий) со времен первого тибетского царя Ньяти-цэнпо (gNya-khri bsTanро), во II в. н. э. Практикующие древнюю тибетскую систему Бон имели это знание о Пяти Элементах много раньше и использовали систему астрологических предсказаний и ритуалов, в практике белой и черной магии и культе священных животных. Бонские учения были составлены в детальную систему с отделами и подразделениями, и двумя из них были медицина и астрология. Приход буддизма в Тибет в IV в. н. э. также повлиял на развитие изучения астрологических наук.

Тибетские астрологи исследуют 5 элементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода, 12 животных знаков и 9 магических квадратов с числами (sMe-ba). От бонцев пришли принципы Восьми Паркха (кит. ба-гуа), или Триграмм, которые вписываются в круг вокруг Мэ-ва в астрологической карте. Жизнь одного человека находится под влиянием планет и их движений, другого - под влиянием прошлой кармы или духов, добрых или злых. Духи подразделяются на Девять категорий, представленных Девятью числами внутри Мэ-ва; хотя числа меняют позиции внутри квадратов каждый год, тем не менее, Мэ-ва рождения кого-либо продолжает оставаться постоянным. Каждая Паркха (Триграмма) также символизирует духа или божество; Восемь Паркха также двигаются вокруг карты от года к году, и об их отношении друг к другу говорят как о семье, с позиций матери, отца, старшего сына, дочери, племянника и племянницы. Китайские принципы Инь и Янь находят свое выражение в Паркха и концепции неба как отца и земли как матери. Древние китайцы советовались по Паркха в каждом случае: от жизненных ситуаций (предсказаний) до военной стратегии. Тибетские астрологи рассматривают Восемь Паркха, Девять Мэ-ва, Двенадцать Животных и Пять Элементов в связи с индивидуальным годом, месяцем, днем и временем рождения и составляют предсказания о чем-либо в четырех аспектах жизни. Самый важный из них - это жизненная энергия (срог, srog), сле-дующий - состояние здоровья (луй, lus), далее - финансовое положение (ван-танг, dBang-thang) и удача (лунг-та, rLung-rTa). Чей-либо гороскоп составляется на основе характерных наблюдений и предсказывается для каждого из четырех аспектов; он также будет рекомендовать противоядие, которое вытеснит негативное влияние или предотвратит его в будущем.

Существуют разные противоядия: вам может быть предложено совершить пуджу или раздать милостыню, а в более серьезных случаях может понадобиться ритуал, известный как гТо (gTo). В попытке умиротворить или обмануть злых духов, практик астрологии может предписать древнюю технику, которая впервые была применена в бонской традиции. Делают куклу и придают ей вид, сходный с пациентом, затем подносят эту куклу как жертву духам в случае болезни. Перед строительством важного здания иногда строят его маленькую копию и переманивают туда на проживание злых духов. Ритуал гТо совершают только в безнадежных случаях и в ситуациях угрожающих жизни.

Астролог может также использовать астрологию системы элементов в составлении гороскопов рождения, брачных карт совместимости, ежегодных предсказаний (сКаг-Ций, sKag-rTsis), медицинских прогнозах и вычислении времени смерти. Со II в. до н. э. астрология системы элементов широко практиковалась и оставалась закрытой системой в бонской традиции в течение сотен лет. В VII в. н. э. пятая жена царя, китайская принцесса, достигшая совершенства в астрологии, принесла много книг по Астрологии Элементов и медицине из Китая.

Таким образом, бонские и буддийские принципы астрологии были подвергнуты влиянию китайской классической астрологии Системы Элементов, в такой же мере, как и астрологические принципы из некоторых соседних стран, таких как Индия и даже Иран и Греция.

VIII век н. э. показал, что достижения астрологии и астрономии достигли своего пика, и он относится к "Золотому веку", потому что каждый раздел учений, будь то Дхарма, астрология и медицина обладали наивысшим покровительством и развитием.

Законченная система тибетской астрологии была изложена в сочинении Белый Берилл (или Вайдурья-карпо) регента Десрид Сангье-гьяцо (1663-1705 гг.). "Вайдурья-кар-по" ("Белый Берилл") это фундаментальное руководство по астро-логии, с которого и начинается изучение этой науки в Тибете, Полное его тибетское название: sDe-srid sangs-rGyas rGyamTso. Phug-lugs rTsi-kyi legs-bShad mKhaspa‘i mGul-rGyan bai-dKar-po mDo-shal dPyod-lDan sNyin-nor zhes-bya-ba bZhugs-so.



Математика.

Математика является элементарной и сущностной частью астрологии. Традиционным источником математики являлись комментарии к калачакра-тантре. Сочинения абхидхармакоша и Лалитавистара также содержат некоторый материал по системе исчисления.

К некоторым тибетским текстам по системе исчисления относятся такие произведения, как "Дел-ций Ца-ва-лэу Гьед-па" Ананды, "Кхун-панг Мелонг" Цангтро-па и "Прул-йиг Демиг" Агвана Чойчжора.

Поэтическая литература. Существует обширная поэтическая литература на тибетском языке. Также существует множество работ, связанных с правилами и системой древней Индийской поэзии. Особенно важными являются Кавьядарша Дандина и Мегхадута Калидасы.

Некоторые из хорошо известных комментариев к Кавьядарше написаны: Пангло Джамьянгом Каче, Ринпунгпой, Паво, пятым  Далай Ламой, Подкепой, Минлинг Лоченом, Кхампа Чокьи Ньимой, Мипам Намгьялом и Оргьен Кунзанг Тендзином.

Некоторые из великих тибетских поэм содержатся в работах: Сакья Пандиты, Кункьен Лонгченпы, Иже Цзонхавы, Кармапы Микьо Дордже, пятого Далай Ламы, Докхарпы и Кункьен Джигме Лингпы.



Поэтические композиции и йогические песни.

Существуют два главных аспекта тибетской религиозной поэзии: поэмы (sNyan ngag) и йогические песни (mGur). Некоторые из тибетских работ принадлежат к поэтической литературе; это прежде всего сочинения, написанные Кармапой Микьо Дордже, Таранатхой, Паво Цуглаг Прэнгвой, Гьялвангом Нгапа Ченпо (Великий пятый Далай-лама), Минлинг Лочен Гунгтханг Тентроном, Докхарпой и Мипхам Намгьялом.



Третья малая наука: ритмика или метрика

Метрическая литература. Главный текст по метрике (sDeb sByor), написан Ратнакарашантипадой. Некоторые из важных тибетских работ по метрике - это комментарии, написанные Микьо Дордже, Минлинг Лоченом и Гьюрме Тендзином.



Четвертая малая наука: лексикография

Словари. Основные словарные тексты (mNgon brjod) это - тибетско-санскритский словарь Джедраг Ту Тогпар Джепа (Bye Brag Tu rTogs Par Byed Pa) тибетских ученых; Амаракоша (‘Chi Med mDzod) Амарасимхи и его комментарий Камадхену (‘Dod ‘Jo‘i Ва); Абхидханамуктамала (mNgon brjod Mu Tig Phreng Ba) Шридхарасены. Последние три работы переведены с Санскрита. Важней-шие тибетские работы, это: Нгонджо Цигги Tep(mNgon brjod Tsig Gi gTer) Сакья Пандиты и Праджня (Shes Rab) Сакьяпа Тендзин Гьялцена.



Пятая малая наука: драматургия

Две работы по драматургии из Танджура, так же, как и некоторые тибетские работы, перечислены ниже. Тибетские работы по этой науке можно указать такие: Зугкьи Ньима ("Солнце пластики"), Дриме Кюндан ("Всеобщая чистота"), Дрова Зангмо ("Добродетельная"), Падмай Цалгьи Догар ("Лотосовые танцы") Патрула Ринпоче.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека