Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Методология лечения

Целостная система диагностики (осмотр, опрос, урино-, ауриколо и пульсо-диагностика), применяемая лекарями тибетской медицинской традиции, соотносится с целостной системой нозологии, из которой закономерно вытекает целостная система лечения, максимально дистанцирующая человека от подчас излишнего хирургического вмешательства, предписывая более щадящую (не нарушающую целостность человеческого тела) терапию, к средствам которой относятся:

1)  предписания относительно образа жизни,

2) совместимость продуктов питания,

3) многокомпонентные лекарственные препараты - около 20 различных форм обширной (около 5000 рецептов) тибетской фармакопеи,

4) наружное лечение (процедуры) посредством моксы-прогревания, кровопускания, массажа-втирания, ванн и компрессов, а также вторичных воздействий.

Все это вместе воздействует не только на конкретное заболевание, но и на всю защитную систему организма в целом, восстанавливая его гомеостаз и повышая его сопротивляемость синдрому так называемой "психосоматической дезадаптации". Используя закон подобия и противоположности, врач лечит холодные болезни горячими лекарствами, а горячие нарушения - холодными. Имеющими ту и другую природу - уравновешивающими средствами.

Лечение заболеваний, причиненных Ветром, состоит в назначении диеты, насыщенной тяжелыми калорийными продуктами питания, предписывается больше находиться в тепле, в спокойном и приятном окружении. Требуется, по возможности, психологический комфорт и забота ближних. Обычно назначаются тяжелые и сильные лекарства. Внешнее лечение состоит из прижигания (me-btsa), массажа (sku-mhyes) с втиранием теплых (например, кунжутное) масел с порошком муската, купание в горячих источниках или в горячей, обогащенной лекарствами воде (ванны "Пяти амрит").

В случае нарушения Желчи рекомендуется прохладная диета, горькая и без жира. Лечение также предусматривает прохладный климат и использование медикаментов с охлаждающими свойствами, таких, как шафран, сандал, шлемник, горечавка и др. Прибегают также к таким внешним методам, как кровопускание (gtar-ka) и использованию очищающих средств.

При заболеваниях Слизи лечение состоит из диеты, насыщенной деликатесными, возбуждающими аппетит продуктами, богатыми витаминами (stobs-skyed, "укрепляющие силу"), рекомендуется теплый климат, занятия физическими упражнениями - особенно длительные пешие прогулки, а также назначаются горячие и грубые лекарства. Внешнее лечение состоит из приятной процедуры прижигания-моксы и использования рвотных средств.

В случае локализации болезни в определенной части тела или органе подбираются лекарства и средства с соответствующим целевым назначением.

При лечении очень важно выявить соотношения органов и тканей между собой по известной схеме "Мать-Сын, Друг-Враг", для чего эти отношения рассматриваются в виде связей дхату (области проявления элементов-махабхута, в данном случае здесь органы и ткани тела) друг с другом.

Мать - это позиция одного органа, порождающая энергию для другого органа, Сына, где мать воды - металл; мать металла - земля; мать земли - огонь; мать огня - дерево; мать дерева - вода.

Сын - это позиция органа, забирающего энергию органа-Матери, где сын дерева - огонь; сын огня - земля; сын земли - металл; сын металла - вода; сын воды - дерево.

Друг, это позиция органа, терпящего на себе (негативное) воздействие другого органа, Врага, где: друг металла - дерево; друг дерева - земля; друг земли - вода; друг воды - огонь; друг огня - металл.

Враг это тот орган, который вымещает свою негативность (избыток, недостаток) на другом, где враг огня - вода; враг воды - земля; враг земли - дерево; враг дерева - металл; враг металла - огонь.

Здесь классический индийский перечень элементов-Махабхута (Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство) заменен на элементы-дхату (кит. У-син), т. е. на область их применения (Земля, Вода, Огонь, Дерево и Металл).

Взаимозаменяемые Воздух и Дерево обладают качествами движения, тогда как Пространство и Металл оба имеют значение пустоты.

Внешнее проявление элементов-дхату показывает, что Дерево используется как топливо для приготовления пищи или характеризует подвижность, движение, потому что дерево растет, двигается. В более глубоком смысле элемент Дерева является воздухом, с теми же характеристиками; Огонь - для отапливания; Земля - это поверхность, на которой мы живем; Вода служит для питья.

Внутреннее проявление элементов-дхату связано с Семью составляющими тела (lus-gzugs bdun), где Дерево - это нервы и мышцы; Огонь - энергия, способствующая пищеварению, теплота организма; Земля - мясо и плоть; Металл - полости, кости, с пустотностью внутри, ибо Металл мистически является Акашей, эфиром, пространством, и наконец, Вода - это кровь, лимфа, сперма.

Тайное проявление элементов-дхату соотносимо с пятью плотными и шестью полыми органами, где: Дерево - это печень и желчный пузырь; Огонь-сердце и тонкий кишечник; Земля - селезенка и желудок; Металл - легкие и толстый кишечник; Вода-почки и сам-сеу (семенные пузырьки), матка и мочевой пузырь.

Когда элементы находятся в равновесии, то человек переживает здоровье и счастье, а когда они находятся в состоянии дисбаланса, то человек заболевает и страдает. В этом случае врач помогает лекарствами и процедурами тем органам и тканям, которые находятся в позициях Матери, Друга и Сына соответственно, и успокаивают действие органов-врагов.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека