Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Медицинские школы. От Чакпори до Тибетского медицинского центра.

В 14 веке жили и творили два знаменитых врача: Чжанпа и Сурхарпа. Чжанпа родился весьма необычным ребенком. Получив хорошее медицинское образование, он прославился во времена Второго Далай-ламы Гендун-гьяцо (1391-1475), который обсуждал с ним важные вопросы. Он написал много сочинений и комментариев на Чжуд-Ши, у него было много учеников, которых он вдохновил на занятия медициной. Покинул мир в возрасте 81 года. Его ученики образовали традицию Чжан-луг.

Другой знаменитый врач Зуркхарпа Нямнид Дорже также написал комментарий на Чжуд Ши, другие медицинские тексты. У него было 8 главных учеников и много других, которые образовали традицию Сур-луг.

Постепенно, к XVII веку, в Тибете образовались две авторитетные медицинские традиции - Северная (Чжанма) и школа Суркхарпы, взявшие все лучшее, что к тому времен создали плеяды врачей семейной передачи.

Пятый Далай-лама (1617-1682) учредил первую медицинскую школу в монастыре Брайбуне, а потом и в загородной резиденции.

От Чакпори до Тибетского медицинского центра

Однако нашелся человек, который по таланту, эрудиции и силе смог уподобиться Ютогпе - регент V и VI Далай-лам - Дэсрид Сангье-гьяцо(1653-1705), который объединил, как и в случае с астрологией, все медицинские традиции, имевшиеся на тот момент в Тибете. Он использовал более 500 сочинений для написания больших комментариев на Чжуд-Ши - "Голубой Берилл (Вайдурьяонпо)" и "Дополнение (Лхантаб)", а его окружением создается иллюстрированный буклет к Чжуд-Ши, названный позже "Атлас Тибетской медицины".

Во второй половине XVII в. Дэсрид Сангье-гьяцо создает первую в Тибете государственную высшую школу по медицине, получившую название Чакпори ("Железная гора"), по названию холма, на котором было построено учебное заведение. Это было зарождение всеобщего здравоохранения в Тибете. С этих пор медицина в Тибете не знает упадка, вплоть до 1959 года.

Каждый округ в стране (в Тибете) избирал двух кандидатов-мирян и посылал их учиться в Чакпори, чтобы один из них стал врачом, а другой астрологом. Кроме этих двух кандидатов, из каждого округа в медицинскую школу посылались два кандидата от каждого крупного монастыря. Таким образом, существовали две группы студентов: миряне, избираемые местными властями, и монахи из крупных монастырей.

По завершению обучения в Чакпори студенты-миряне возвращались практиковать в свой округ. Из студентов-монахов один должен был остаться в Чакпори, чтобы заниматься там практикой или исследованиями, а другой возвращался в свой монастырь.

При Тринадцатом Далай-ламе (1895-1933) тибетская медицина процветала, потому что в его правление был построен еще один медицинский центр, называемый Манцикхан - центр медицины и астрологии. Это учреждение в 33 года стал возглавлять Шенраб Норбу, родившийся в 1882 году и успешно выучившийся в Чакпори на звание высшего медика и астролога. Центр располагал лекционными помещениями, залами для собраний, общежитием для студентов, аптекой, приемной, складами лекарственного сырья и пр.

Центр принимал в свои стены более 150 монахов из различных монастырей Тибета и огромное число частных студентов.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека