Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Мандала

Наиболее полно изобразительное искусство ваджраяны выразилось в таком виде, как мандала. Конечно, в первую очередь мандала - это не произведение искусства, а опрора для практики ваджраяны. Санскритское слово мапdala раскрывается в тибетском  эквиваленте как dkyil-‘khor, что означает "центр и периферия" или "центр в круге". Благодаря К.Юнгу слово мандала стало привычным и в европейской психологии, хотя и понимается там несоответственно, а очень поверхностно или даже неверно. Мандала - это система координат в пространстве любого сознания и прежде всего тантрийского идама, представляющего пробужденный аспект этого сознания. В своем изображении духовного космоса тантрийские мандалы придерживаются традиционной композиции раскрытого цветка лотоса. Обычно это круглый центр (чаша цветка) и четыре лепестка по направлению четырех сторон света. Если мы возьмем мандалу Пяти Дхьяни-будд в системе йога-тантры, то обнаружим именно такую модель.

Сударшана - мандала Будды Бхайшаджья-гуру на Горе Лекарств. Атлас Тибетской Медицины XVII век. Таблица №1.

Как уже упоминалось выше, центр мандалы может быть белым, и в этом случае он будет символизировать акашу, метафизическое сознание и светозарную рупу. На белом центре на лотосе здесь будет восседать белый Вайрочана. Если центр мандалы будет синим, что символизирует глубину вод (элемента Воды) или дно познания, глубину шуньяты, то в центре на лотосе будет изображен синий Акшобхья. Восточный лепесток вследствие этого будет либо синим (в первом случае) либо белым (во втором). На желтом южном направлении на лотосе будет пребывать Ратнасамбхава, на западном красном - Амитабха, а на северном зеленом - Амогхасиддхи. Эти четыре направления называются ясными или мужскими.

В случае, когда Праджни (или Юм) Пяти Дхьян-будд изображаются раздельно, то они занимают промежуточные на-правления, которые называются шуньевыми. В системе тантрийской мандалы они имеют и свои особые названия: ЮгоВосток называется направлением Огня, Юго-Запад это направление Истины, Северо-Запад направление Ветра, а Северо-Восток будет направлением Мощи.

Мандалы ануттара-йога-тантры являются самыми сложными по описанию и по числу изображаемых предметов. Здесь центральный круг делится на девять частей (центр цветка и восемь на-правлений или лепестков). Относительно "простыми" являются мандалы Гухьясамаджи, Махачакры и Ваджрабхайравы. Гораздо сложнее мандала Чакрасамвары, а самая сложная принадлежит Калачакре. Однако у всех у них имеются постоянные составляющие, которые образуют основу любой из перечисленных мандал. Основные элементы делятся на "Мир Сосуда" и "Мир Сока".

К "Миру Сосуда" относятся ваджрная основа (земля) или некая умозримая плоскость (бинда), затем следуют пять элементов в перевернутом виде, располагающихся вертикально: Ветер (в виде перевернутой вогнутой зеленой чаши), Огонь (красный треугольник или пирамида), Вода (синий или белый шар), Земля (желтый куб). На ней, опять же, остри-ем вверх поставлена четырехгранная (каждая грань имеет свой цвет и фактуру) гора Сумеру, и на ее основании располагается ваджрный квадратный дворец. При этом все вышеперечисленные элементы на мандале не показаны, они доступны восприятию лишь на некоторых танках. Дворец идама избражен на мандале как бы сверху и в разрезе. В основании его находится вишваваджра, на ней располагается квадратный остов, с пятислойными стенами, с воротами, карнизами и лотосовой кромкой. В воротах находятся арки-торианы, на них по дхармачакре с двумя оленями, над ними балдахины и ваджрные сети. Над дворцом струится ваджрный куполообразный невидимый свод. Вокруг дворца располагается охранный круг, состоящий из лотосов, ваджрный забор, восемь кладбищ, восемь гор и т.д. За ними, на самом краю мандалы, по кругу вращаются три активных Махабхута: огненный вихрь, за ним темная свирепая буря, а на краю горизонта вздымаются чудовищные по размеру волны вселенского океана.

К "Миру Сока" (или сознания) относится сам идам, его Юм и рожденные от их союза божества мандалы (божества Мысли, Речи и Тела как у Чакрасамвары), которые, появившись, занимают троны на лепестках лотоса мандалы и также соединяются со своими Юм. В промежуточных направлениях свое место занимают дакини (как у Чакрасамвары), а в воротах дворца изображаются охранители мандалы.

Таким образом, такая мандала представляет собой горизонтальное расположение пяти мудростей (jnana) и пяти великих элементов (Mahabhutini) в ас-пекте пробужденного сознания человека согласно индо-тибетским тантрийским системам "Пространства". Медитация на такую мандалу входит в тантрийскую систему Чжед-рим (Стадия Зарождения), где прежде всего постигается "отцовский" активно-познавательный аспект сознания: группы дхарм (skandha) и классификация дхарм по "элементам" (dhatu) и "базам" (ayatana). Однако тот факт, что мандала имеет горизонтальное расположение, указывает на скрытый материнский аспект.

Расположение пяти мудростей и пяти великих элементов по главным каналам (nadi) и центрам (cakra) тонкого тела человека отражает телесный материнский аспект мандалы. Принцип телесной мандалы, согласно индо-тибетским тантрийским системам "Пространства" опирается на три духовных канала: uma или awadhuti - центральный канал - поток энергии синего цвета, боковой ro-ma или rasana - красный солнечный женский канал восходящей энергии (находится у мужчин слева, у женщин справа от центрального канала) и kyang-ma или lalana -белый лунный мужской канал нисходя-щей энергии. Все три канала пересекают пять основных духовных центров или чакр: на уровне головы это чакра Великого Блаженства (bde-chen), на уровне горла чакра Самбхогакаи (longs-spyod), на уровне сердца чакра Дхармакаи (chossku), на уровне пупка, вернее на 4 пальца ниже пупка находится чакра Нирманакаи (sprul-sku) и в области гениталий находится чакра Саман (dam-tshig).

Созерцание такой мандалы используется на уровне Дзогрим (Стадия Завершения), где постигаются преимущественно токи энергии (ргапа) пробужденной сущности (bindu), однако факт вертикального расположения божеств в теле указывает на скрытый "отцовский" (ваджрный, мани) аспект.

В монастырях, в дни соответствующих посвящений, опытные художники делали огромные мандалы из порошковых красок, выписывая мельчайшие детали. После месячной работы и проведения определенного ритуала, посвященного божеству мандалы, все это великолепие красок смешивалось, а смешанный разноцветный порошок ссыпался в горный ручей: из Шуньи она вышла, в Шунью и уходила...

Помимо понимания мандалы как духовного поля Будды, как бесконечно прекрасной, наполненной драгоценностями вселенной, создаваемой в пробужденном уме, слово "мандала" означает еще и символический ритуальный предмет. Он представляет собой круглый диск, обычно делаемый из бронзы, меди, драгоценных металлов, украшенный восемью благими эмблемами. На нем символически отображается вся вселенная с горой Меру в центре и такая "мандала" используется в ритуале "подношения мандалы" Учителям и Буддам, проводимом во время так называемых "предварительных практик" в любой тибетской традиции.

Следует добавить, что мандала может толковаться и более расширительно, с учетом положений той или иной тантрийской школы, образной или безобразной медитации, для чего эти мандалы и используются.

Таковы буддийские горизонтальная и вертикальная модели мира, выраженные символически на танке через призму космогонических представлений абхидхармы и тантры, получившие название мандалы.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека