Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Архаты

К этой группе принадлежат исторические лица, 16 архатов, первые ученики Будды Шакьямуни, достигшие уровня архатства и прославившиеся вследствие этого. Они изображаются в монашеских одеяниях, в сидячих позах, чаще в падмасане, в так называемой "скрытой позе" (guptasana, sbas pa‘ i ‘dug stangs), когда ноги скрыты одеждой. В такой позе изображаются лишь исторические лица. Однако встречаются и свободные позы. Восседают они на подстилках, на тронах и т.д. Вокруг головы каждого архата аура, цвет тела у них золотисто-розоватый, каждый архат отличается каким-либо своим атрибутом или мудрой. На заднем фоне - цветущие деревья, бурные горные потоки и ручьи, скалы и облака.

Аджита. Имя этого архата - "Непоражаемый". Он считался великим учителем самадхи и Винаи. Он сидит в падмасане, все его конечности скрыты под монашеским одеянием бхикшу, и даже голова прикрыта куском ткани. Он сидит на подстилке из шкуры антилопы.

Ангаджа. Имя этого архата - "Источник Отделов". В бытность Он ходил на священную гору Кайлаша, где встретил сына божества, которому Он объяснил Дхарму. В качестве благодарности божество поднесло архату драго-ценную курильницу и крашенный ячий хвост, с этими атрибутами Он и изображается. Он сидит на резном стуле или троне, спустив ноги. На некоторых танках Ангаджа рисуется со львом на цветке лотоса.

Ванавасин. Имя этого архата - "Из темного леса". Правой рукой Он творит у сердца мудру проповеди, а в левой держит хвост яка. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Ваджрипутра. Имя этого архата - "Сын ваджрной матери". По преданию, Он был послан для проповеди Дхармы на Остров Львов Цейлон, вместе с дипломатической миссией Махендры, сына Ашоки. Правой рукой творит у сердца мудру проповеди, а левой держит хвост яка. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Калика. Имя этого архата - "Временный" или "Познавший время". Обеими руками держит две золотые серьги (suvarna kundala, gser gyi rna skor). Он получил их в дар от детей богов, которые возблагодарили его за проповедь им Дхармы. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Бхадра. Имя этого архата - "Благой". Он был родом из Капилавасту и жил у реки Ямуна. Правой рукой он творит у сердца мудру проповеди, а левая в мудре созерцания. Он сидит в падмасане на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Канака-бхарадваджа. Имя этого архата - "Имеющий золотое знамя бхара". Он путешествовал на Западный континет Годанию (Godhanya, nub-kyi ba-glang spyod-gling), где проповедовал Дхарму. При этом в обеих руках держал по золотой монетке. На танке обе руки у него в мудре дхьяны. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Канакаватса. Имя этого архата - "Золотые телята". По преданию, когда Он родился, в мире появились золотые телята, в честь этого события Его так и назвали. Проповедовал в стране Нагов, за что от них и получил нить драгоценного жемчуга, по другой версии он получил нить драгоценных камней (muktavali, rin chen zhags pa), с которой он и изображается. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под бхикшу.

Бакула. Имя этого архата - "Родовитый". В шесть лет он стал бхикшу и потом путешествовал в Уттаракуру (Uttarakuru, Byangs-sgra mi-snyan), на континент, лежащий на крайнем Севере. В обеих руках Бакула держит мангусту. Он сидит в падмасане на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Чудапантхака.
Имя этого архата - "Обучающий тонкому пути". Обе его руки пребывают в мудре созерцания (самадхи). Он также проповедовал учение 33 богам, поэтому дети богов служили ему. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу

Рахула. Имя этого архата - "Постигший первоначальный звук". Он тоже проповедовал Учение 33 богам-небожителям, за что получил в дар драгоценную корону (ratnamukuta, rin chen prog zhu), с которой и изображается. Держит Он ее двумя руками на уровне сердца, руки скрыты тканью. Согласно тибетской традиции к Рахуле возводят свои родословные Шантиракшита и Падмасамбхава. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Пиндола-бхарадваджа. Имя этого архата - "Заслуживший знамя бхара". По преданию, Он ходил в восточные земли, где распространял Учение. Правой рукой у сердца держит книгу, а левой держит патру для подаяния. Он сидит в падмасане на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Нагасена. Имя этого архата - "Из Нагов". По преданию, Он был царевичем, а потом стал бхикшу. В качестве такового он путешествовал в горную страну, к царю Урумунду (ngos-yangs), с которым дискутировал об истине. Этот царь скорее всего и есть знаменитый греческий правитель Бактрии, с которым полемизировал Нагасена. Суть дискуссии отражена в известном неканоническом сочинении "Милинда-паньха". Нагасена сидит в свободной позе, в правой руке держит сосуд (курильницу), из которого выходит дым (по другой версии дракон, нага). На других изображениях он держит сосуд с амритой (kundika, tshe-bum). В левой руке он держит жезл-посох архата (кЬакЬага, ‘khar-gsil).

Пантхака. Имя этого архата - "Обуча-ющий пути". Он обучал небожителей Трем Разделам Писания: Винае, сутрам и Выс-шему Воззрению (абхидхарме). Правой рукой Он творит у сердца мудру проповеди, а в левой держит книгу. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания, ноги скрыты под монашеским одеянием бхикшу. За ним виден вход в пещеру, обильно поросший растительностью.

Гопака. Имя этого архата - "Пастырь". Правой рукой Он творит у сердца мудру проповеди, а в левой держит книгу, которую разъясняет. Он сидит в падмасане на подстилке для созерцания.

Упасака Дхарматала. Имя этого архата "Мирянин Учение". Считается вопло-щением Авалокитешвары. Сначала Он был разносчиком пищи у архатов, а потом служителем в храме, где они разъясняли учение. Первым из мирян достиг состояния архата.

Правой рукой Он держит опахало из хвоста яка, а в левой руке у сердца кув-шинчик с Амритой. Впереди в правом углу Он видит Будду в облаках. Живя в лесу, спас множество зверей от охотников. На танке изображается с тигром у ног, который пришел к нему искать защиты. Сзади слева от него виднеется храм, а Его ауру украшает сверху зонт или балдахин. У Дхарматалы прическа домохозяина. Он сидит на украшенной баданами (флажки) скамье, свесив ноги.

Абхеда. Имя этого архата - "Счастливый". Это последний канонизированный архат. Известно, что Абхеда жил в предгорьях Гималаев. В обеих руках на уровне сердца он держит маленькую ступу. Он сидит в падмасане на подстилке для созерцания, ноги скрыты под одеянием бхикшу.

Хэшан. Имя этого архата переводится - "Мудрец". Он первоначально не входил в число 16 найданов, но причислен к ним позже, в 8 в., когда он "проиграл" диспут Камалашиле в монастыре Самьяй. По преданию, он первый из китайских царей, кто достиг состояния архата. Считается воплощением Манджушри. Изображается весьма полным, обеими руками он держит большие четки (иногда его изображают с большим плодом - персиком или лимоном), а все его тело облепили маленькие дети. Он сидит в падмасане, на подстилке для созерцания из шкуры антилопы, ноги открыты.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека