Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Другие идамы
Кришнаямари. Имя этого идама (Krsnari Yamantaka, gshin-rje dgra-nag) переводится как "Черный Палач бога смерти", "Черный Ямантака". Идам отцовско-материнской Ануттара-йога тантры, один из великих идамов, относится к Ваджрному Генезису (Ваджракула). Он - эманация Акшобхьи и проявление Ума Ваджрабхайравы. Данная система устраняет препятствия, которые остаются после практики Ваджрабхайравы, иными словами это его гневная специализация. Кришнаямари темно-синего цвета, трехликий (правый, белый, центральный, синий, и левый, красный лики с тремя глазами на каждом), увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, шестирукий (двумя обнимает Юм и держит карттрику и габалу, двумя верхними держит ратну и чакру, а в двух последних меч и лотос), на нем передник из шкуры тигра, он стоит в правом наклоне (метод, Упайя) и подавляет двумя ногами быка - символ смерти.
Обнимает супругу Ветали - одноликую, двурукую. Левой подносит идаму габалу с амритой, а в правой - дигуг. Обнимает Отца левой ногой за талию. Вся фигура стоит на солнечном диске, тот на разноцветном лотосе, от тел исходит огненное сияние с языками пламени. Задний фон - горы и облака.
Ваджра Чатухпитха. Имя этого идама (Vajra Catuhpitha, rdo-rje bzhi) переводится как "Ваджрные Четыре Трона". Один из великих идамов отцовской Анут- тара-йога-тантры. Относится к Ваджрному Генезису (Семейству Ваджры, Акшобхья).
Яб - синего цвета, трехликий (белый, желтый и красный лики), на каждой голове по три глаза, у него гневная улыбка, в ушах золотые серьги, увенчан пятизубчатой короной с шелковой каймой. Он шестирукий: в двух первых - ваджра и колокольчик, в двух верхних - ратна и габала, в двух остальных - меч и лук. Чатухпитха сидит в ваджрасане, на руках и ногах золотые и костяные браслеты, одет в шелковые одежды и украшен различными украшениями, подобным украшениям Гухьясамаджи. На нем шкура тигра, он обрамлен длинным хадаком, сидит на лотосе и солнечном диске.
Обнимает Юм, светло-голубого цвета, одноликую, с тремя глазами, двурукую (в левой руке габала, в правой дигуг), сидит в падмасане, обнимая Супруга верхними руками за шею и обеими ногами за талию.
Вся фигура пребывает в радужной ауре, внутри которой на золотистом или темноватом фоне видны лучи света, исходящие от тела.
Рактаямари или Красный Ямантака. Имя этого идама (Raktayamari, gshin-rje gshed dmar-po) переводится как "Красный Ямантака". Идам отцовско-маеринской Ануттара-йога тантры, один из великих идамов, относится к проявлению Манджушри. У Рактаямари иная специализация нежели у Кришнаямари: практика этого идама преодолевает смерть и продлевает жизнь, это самая алхимическая тантра ваджраяны.
Рактаямари красно-бордового цвета, одноликий, с тремя глазами, увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, двурукий, держит в правой булаву из скелета -дубинку с черепом и ваджрным навершием (kankaladanda, thod skam gyis mtshan pa‘i dbyug pa), а в левой - габалу с амритой. На нем передник из шкуры тигра, он стоит в правом наклоне (метод) и подавляет двумя ногами быка-символ Ямы, бога смерти, под которым лежит фигура человека.
Юм - Встали красно-розового цвета, одноликая, двурукая. Левой подносит идаму габалу с амритой, а в правой дигуг. Обнимает Отца левой ногой за талию. Вся фигура стоит на солнечном диске, тот - на разноцветном лотосе, от тел исходит огненное сияние с языками пламени.
Белый Чакрасамвара (Демчог кар-по). Белый Чакрасамвара, или Сита Самвара, - идам отцовской ануттара-йога тантры, является эманацией синего Шри Чакрасамвары. Как и у Рактаямари, у него функции преодоления смерти и продления жизни.
Цвет его тела белый, он одноликий (украшен пятизубчатой короной), вокруг головы зеленая аура с красной каймой, двурукий. В скрещенных руках, которыми обнимает Супругу, держит кувшины-бумпы, наполненные нектаром жизни, амритой. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане.
У него на груди высокочтимая Юм - Ваджрайогини. Цвет ее тела красный, также одноликая, двурукая. В обеих руках по габале, наполненных нектаром жизни. Отец и Мать взаимно обнимают друг друга, на обоих украшения из драгоценностей и человеческих костей. Одеты в одежды, сотворенные из божественных предметов. Оба пребывают в центре сферы из пятицветной радуги. Три места украшены тремя ваджрами. Восседают на солнечном диске и разноцветном лотосе.
Гухьясадхана Авалокитешвара (Сан-дуб Чжан-рэй-сиг). "Тайнореализуемый Господь, смотрящий вниз" или четырехрукий Авалокитешвара Яб-Юм является эманацией Амитабхи. Его главная функция - преобразование страсти и омраченности в сострадание.
Цвет Его тела белый, он одноликий (украшен пятизубчатой короной), вокруг головы зеленая аура с красной каймой, четырехрукий. Первыми руками, которыми он обнимает Супругу, Он творит джарани-мудру, в остальных двух держит четки и цветок лотоса. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане.
У него на груди высокочтимая Юм, цвет Ее тела розоватый, Она одноликая, двурукая. В левой руке у нее габала, в правой дамару. На обоих украшения из драгоценностей и человеческих костей. Одеты в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Оба пребывают в центре сферы из пятицветной радуги. Восседают на солнечном диске и разноцветном лотосе.
Ваджрадхату. "Ваджрное измерение" - таково имя этого идама йога-тантры. Он является эманацией Акшобхьи. Его главная функция - очищение от клеши ненависти и достижение мудрости Дхармового Пространства.
Цвет его тела синий, он одноликий (украшен пятизубчатой короной), в ушах серьги, вокруг головы розовая аура с зеленой каймой, двурукий. В правой руке у сердца Он держит золотую ваджру, левая покоится в мудре созерцания. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане. На Нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотвореные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.
Сарвавид. Имя этого идама Йога-тантры "Всевидящий" (Сарвавид). Он является эманацией Вайрочаны. Его главная функция - очищение от клеши омраченности и достижение Зерцалоподобной мудрости.
Цвет Его тела белый, Он одноликий (украшен пятизубчатой короной), в ушах серьги, вокруг головы розовая аура с зеленой каймой, двурукий. В обеих руках, находящихся в мудре созерцания, он держит золотую дхармачакру, инкрустированную драгоценностями и источающую пламя мудрости.
Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане. На Нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.
Дургатишаданараджа. Его имя означает "Царь уничтожающий и очищающий зло", это идам Иога-тантры, являющийся эманацией Акшобхьи. Его главная функция - очищение от клеши ненависти и достижение мудрости Дхармового Пространства.
Цвет тела синий, Он однолик (украшен пятизубчатой короной), в ушах серьги, вокруг головы розовая аура с зеленой каймой, двурукий. Обе Его руки покоятся в мудре дхьяны-созерцания, на ладонях пребывает вертикально расположенная золотая ваджра. Украшен первичными признаками и вторичными приметами. Сидит в ваджрасане. На нем украшения из драгоценностей, одет в шелковые одежды, сотворенные из божественных предметов. Пребывает в центре сферы из пятицветной радуги. Восседает на лунном диске и разноцветном лотосе.