Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Махасиддхи

В эту группу входят величайшие практики тантрийского буддизма. Жизнеописание индийских Махасиддхов было составлено Абхаядаттой - знаменитым буддийским автором конца Х1-начала XII века, а также такими известными буддийскими учеными, как Пхагпа-лама, Лондол-лама, Таранатха, Дордже Данпа.

Махасиддхи относятся к разряду наиболее почитаемых учителей буддизма ваджраяны. Все школы тибетского буддизма включают многих из них в число своих духовных предшественников. К Сиддхам причислены такие знаменитые представители махаяны, как Нагарджуна, Арьядэва, Шантидэва, Чандракирти, Дхармакирти, Атиша. В тибетском каноне насчитывается около 400 работ, приписываемых сиддхам.

Махасиддхи часто изображаются в "нестандартных" позах, с необычными атрибутами. Тем не менее, такие известные персонажи, как Нагарджуна, ШантидэваБхусуку и другие, изображены в облике монахов. Сиддхи-миряне показаны за характеризующей их профессию бытовой деятельностью.

Отсутствие канонов в изображении "Махасиддхов" затрудняет строгое описание их иконографии. Длинные волосы, связанные в пучок, да еще с черепом вместо украшения - характерная черта многих изображений буддийских йогинов. Кроме черепов, эти прически могут иметь и другие украшения. Обычно за спиной, справа от них, изображается самотог, тело в аурах, фон состоит из гор и облаков.

Поскольку Махасиддхи являются одной из любимых тем художников Тибета и прилегающих регионов распространения тантрийского буддизма, то их образы присутствуют на самых разных буддийских танках.

Отдельные Махасиддхи, например Горакша, Матсъендранатха, почитаются не только у буддистов, но и у индуистовшиваитов, а также у восточных суфиев.

К Махасидхам (в произведениях о 84 сиддхах) причисляются четыре женщины - Манибхадра, Мекхала, Канакхала и Лакшминкара.

Сиддхешвара Хумкара. Владыка Сиддхов по имени Хумкара ("Творящий Хум") был одновременно Учителем и учеником Падмасамбхавы. Его голову украшает прическа йога, с шеи свисают украшения из драгоценностей и костей, уши украшены серьгами. Все тело обрамляет длинный хадак, представляющий собой шелковое покрывало (nivasana, dar gyi па bza) или особый шарф (kha btags). Голова наклонена слегка вправо, тело темного или синевато-бордового цвета. В правой руке он держит ваджру и пурбу, а в левой габалу с амритой. Он одет в набедренную повязку из шкуры тигра, сидит в свободной позе, левая нога слегка подогнута, под ним шкура животного, расстеленная прямо на земле.

Сараха. Сараха или Сарахапада (производное от богини мудрости Сарасвати) является одним из величайших Махасиддхов, почитаемым и в индуистской традиции, поскольку будучи брахманом, он днем совершал индуистские пуджи и требы, а ночью практиковал буддийскую тантру. По преданию, он встретил Дакини со стрелами, которая на основании этих предметов объяснила ему скрытый смысл тантры, поэтому Сараха изображается со стрелой, левой на весу он держит ее за наконечник, а правой за оперение. У Сарахи длиные волосы и борода, прическа йогина, а одежда духовного лица. Сидит он в свободной позе, правая нога слегка поджата, под ним шкура животного на подстилке. Голова и тело темного или синевато-бордового цвета.

Шаварипа. Ученик Сарахи. Согласно его жизнеописанию, он был охотником из низшей касты и стрелял из лука. Однажды ему встретился бодхисаттва Авалокитешвара и убедил его бросить это занятие и заняться практикой тантры, что тот и сделал.

У Шаварипы длиные волосы и борода, прическа йогина, а одеждой ему служит набедренная повязка из павлиньих перьев. Сидит он в "царской" позе, левая нога поджата, правая, согнутая в колене, приподнята, при этом стопа опирается на голову животного, шкура которого на подстилке находится под ним. Правая рука Шаварипы в мудре проповеди, обращенной к себе, а левая, вытянутая, держит лук, на его верхнем конце голова собаки. Плечи обрамляет накидка из кожи человека. Голова и тело темного или синевато-бордового цвета в аурах.

Луива. Луипада или Луива также явля-ется учеником Сарахи. Он практиковал систему Чакрасамвары. В Непале известен под именем Матсьендра - "Владыка рыб". У Луивы длинные волосы и борода. Он одет в духовную одежду, сидит на подстилке, в свободной позе, хотя и в падмасане, тело темного или синевато-бордового цвета перетянуто "йогическим поясом" для устойчивости медитации. Правая рука опущена на колени, левая у сердца держит габалу с кровьюсимвол реализации духовной силы.

Гхантапада. Имя этого Махасиддха образовано от санскритского обозначения колокольчика-гханта. Практиковал систему Чакрасамвары. У него длиные волосы и борода, прическа йогина, вместо одежды-набедренная повязка из ткани. Сидит прямо, с йогическим поясом, в свободной позе скрестив ноги, правая на левой, под ним шкура животного на подстилке. В правой руке держит йогический барабанчик-дамару, в левой у сердца колокольчик-символ Праджни - Премудрости. Часто изображается вместе с Юм (воплощением Премудрости).

Лалитаваджра. Его имя - "Прекрасный ваджра", он ученик Гхантапады. Ла-литаваджра путешествовал в Уддияну и принес оттуда тантру Ваджрабхайравы. Изображен в полуобороте, с длиными волосами и бородой, прической йогина, с набедренной повязкой из ткани. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, левая нога на правой, под ним шкура животного на подстилке. Правой рукой он подносит габалу с кровью, а левой, направленной в небо выражает мудру проповеди. Голова и тело темного или синевато-бордового цвета в аурах.

Кришначарин. Явлется одним из открывателей тантрийских доктрин. Имя Кришначарин означает "Обучающийся у черных". Изображен в полуобороте, смотрящим в небо, с длиными волосами и бородой, прической йогина, правая рука в мудре проповеди, левой он держит габалу с кровью. Тело темного или си-невато-бордового цвета обрамляет длинный хадак, он в набедренной повязке из ткани. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, правая нога на левой, под ним шкура животного на подстилке.

Тилопа. В отличие от других махасидцхов, годы жизни Тилопы известны (988-1069 гг.). Один из великих учителей тантры и махамудры. Свое имя-прозвище получил, работая на пристани на погрузке джутовых и кунжутных изделий (Тила - "кунжут"). На некоторых танках он изображается со станком для выжимки масла из семян кунжута (сезама). Иногда с рыбой (matsya, пуа). В "300 бурханах" он с длиными волосами, но без бороды (на других танках он с бородой), прической йогина, в набедренной повязке из ткани, тело, темного или синевато-бордового цвета, перетянуто йогическим поясом и обрамлено длинным хадаком. Правой рукой он держит дамару-барабанчик, а левой у сердца - габалу с кровью. Сидит в "царской" свободной позе, под ним шкура животного (головой назад) на подстилке.

Наропа. Ученик Тилопы (1016-1100 гг.), имя получил от дакини Наро-хажод, учитель Марпы. Изображен в полуобороте, с длиными волосами, но без бороды, с прической йогина, с набедренной повязкой из шкуры тигра. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, левая нога на правой, под ним шкура животного на подстилке. Правой рукой он держит у сердца габалу с кровью, а левой держит колокольчик. Голова и тело темного или синевато-бордового цвета в аурах, за спиной слева саматог. С ним связаны шесть известных йог.

Майтрипада. Махасидцха Майтрипа - один из учителей Марпы, изображен в полуобороте смотрящим вниз, с длиными волосами и бородой, прической йогина, правая рука на коленях, левой опирается о землю. Тело, темного или синевато-бордового цвета, перетянуто йогическим поясом и обрамлено длинным хадаком, он в набедренной повязке из шкуры тигра. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, правая нога на левой, под ним шкура жи-вотного без подстилки.

Домбипада. Другое имя этого Маха-сиддха - Домби-херука. Имя Домби в древней и средневековой Индии означало принадлежность к низшей касте, поскольку Домбипа, будучи сыном царя взял в жены девушку из низшей касты и удалился с ней в джунгли практиковать тантру. Достигнув сиддх он со своей спутницей верхом на тигре вернулся в город. Поэтому часто Домбипа изображается на тигре (vyaghra, stag-po). Здесь же он изображен с длиными волосами, но без бороды, с прической йогина, с набедренной повязкой из ткани, тело темного или синевато-бордового цвета обрамляет длинный хадак. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, левая нога на правой, под ним шкура животного без подстилки. В правой руке у него дамару, в левой держит у сердца габалу с кровью.

Аджапалипада. Махасидцха Аджапали или Джавари был учеником Домбипы. Он изображен в полуобороте, смотрящим вниз, с длиными волосами, бородой и прической йогина, правой рукой он опирается о сиденье, состоящее из шкуры животного на подстилке, а левой подносит габалу с кровью. Тело темного или синевато-бордового цвета перетянуто йогическим поясом, он в набедренной повязке из ткани. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, правая с приподнятым коленом на левой.

Манджушримитра. Имя этого Махасиддха означает "Тот, у кого покровитель Манджушри". Он является также учеником Домбипы, вместе с тем, согласно традиции дзогчен, именно этот Учитель первым получил наставления от Гараба Дорже в Уддияне. Он изображен в полуобороте, с длиными волосами и бородой, его йогическую прическу украшает особым образом завязанная ткань, наподобие тюрбана. В правой руке он держит габалу с кровью, левой выражает мудру благословения либо мудру подношения амриты идаму. Тело темного синевато-бордового цвета перетянуто йогическим поясом, он в набедренной повязке из ткани. Сидит в свободной позе, скрестив ноги, левая нога на правой, под ним шкура животного без подстилки.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека