Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Танцы

Ритуальные танцы в монастыре, посвящённые тантрийскому идамуКак и музыка, тибетские танцы (тиб. ‘cham, "цам‘) также являются священными и ритуальными. Они, являясь формой религиозной буддийской практики, совершаются для преображения себя в божество (Идама) и для демонстрации этого аспекта другим. Есть трактаты, объясняющие значение и смысл исполнения танцев (цам) и сопровождающей их музыки. Вопреки сложившейся буддийской традиции исследователи под словом "цам" подразумевают некую особую мистерию, исполняемую ламами.

Однако цам — это любой ритуальный танец, один из многих, исполняемый практикующими йогинами и духовенством в качестве жертвоподношения идаму-божеству с целью устранения препятствий и обретения благ. Своими корнями он уходит в глубь тантрийской истории. Сам буддийский ритуал священного танца почти всегда представляет собой мистерию. Его может исполнять как отдельный йогин, так и группа лиц. В тибетских дацанах танец-цам — это ритуальное театрализованное представление с использованием элементов музыки, которое было разработано в качестве действенного компонента к многим буддийским тантрийским ритуалам и, в частности, к обряду очищения от грехов и преодоления препятствий.

Существуют различные виды цама, меняющиеся от традиции к традиции, от монастыря к монастырю. Цамы посвящались различным божествам буддийского пантеона. Одни состояли только из пантомим, другие включали и диалоги. К первым можно отнести цам, исполняю-щийся в честь Дхармараджи (Ямы), чодпий-цам (жертвенный цам); ко второму виду — цамы, посвященные Миларепе или хану Гэсэру. Во время некоторых цамов в храме присутствовали только ламы, прошедшие определенные степени посвящения. Цамы могли быть составной частью службы или же разыгрывались как самостоятельные религиозные мистерии. Эти формы цама отличались друг от друга количеством масок-персонажей, продолжительностью исполнения. В "Восхитительных танцах" — трактате тибетского амдосского автора Сумба-Кханпо говорится о правилах исполнения тех или иных цамов, связанных с ними приготовлений мандал, жертвоприношений, ритуалов, вплоть до объяснения ритуала посвящения в эти мистерии.

В тибетских и непальских монастырях цамы совершались обычно в ноябре и в мае, а в Монголии, Бурятии, Туве, соответственно, в июле-августе. В Непале несколько раз в году исполняют церемонию под названием маниримду, которая по сути является непальским вариантом цама. Позже появился ша-наг цам (танец черных шапок), который, будучи частью цама, разыгрывался в честь уничтожения врага буддима — царя Тибета Ландармы (841-901 гг.), убитого отшельником Дорже Палом. Сам цам проходил в монастырской ограде, представлявшей мандалу, в окружении народа.

В середине под балдахином устанавливался жертвенный столик, на него помещали сор и лингу, а вокруг чертили несколько кругов, по которым двигались участники цама. Как правило, завершает ритуал сжигание "сора", а "лингу", вбирающую во время проведения ритуала все негативное, от чего хотят избавиться, рассекают на части. Участники цама, изображавшие различных божеств и духов, выступали в масках и соответствующих одеяниях. Известны также коллективные или групповые маски персонажей цама. Маска цама — это настоящее произведение искусства, которая выразительно, непредвзято и весьма подчас гротескно передает настроение и состояние персонажа. К таковым в цамах обычно относятся следующие лица, относящиеся к божествам и людям.
Маска Цаган Убугуна

Белый Старец

(тиб. ргьян-по дкар-по, бур. Цаган Убугун)

Белый Старец является одним из самых популярных персонажей цама. Его маска изображает лысого старика с длинной белой бородой и усами. В сутрах, посвященных Белому Старцу, сказано, что его считали хозяином земли, лесов, рек, а также "хозяином скота". Есть предание, что он живет на свете миллион лет, начиная с конца эпохи Сатья-юги. Поэтому к нему обращаются как к подателю жизни и жизненной силы. По мнению тибетцев и других народов, исповедующих тибетский буддизм, Белый Старец дарует долголетие, богатство, а также своевременно посылает дождь. Изображение его вешали у входа в храмы и называли его божеством "черной веры". В Непале Белый Старец называется Ми-церинг ("Долго живущий человек"). Считается, что тот, к кому он прикоснется своим посохом, будет жить вечно. Роль Белого Старца отличается от роли других персонажей. Дхармапалы (гневные божества) призваны вселять страх в злых демонов, а Белый Старец разыгрывает комические сцены, вызывая смех. Данный персонаж одет или в ватный халат, или в шелковый, белого цвета. Его сапоги пошиты из барсовой шкуры. К поясу подвешиваются кошелек и огниво. В руках старик (роль обычно доставалась старейшему из лам) держал мешок с сыром и лепешкой. Маски на старике не было, но на один глаз накладывалась черная повязка. Длинная белая борода также украшала его хитрое лицо. Он не танцевал, а, сделав несколько шагов, садился, отпуская по ходу пьесы шутки и улыбки. Иногда он вставал, прищуривался и стрелял куда-нибудь из лука.
Маска Читипапи

Владыка кладбищ

(санск. читипати, тиб. дур-бдаг, бур. Хохимой)

Персонаж в маске, изображающей череп. Костюм персонажа, носящего эту маску, как правило, расписан под скелет. Чаще всего Владыка кладбищ (хохимой) выступает парой, как это и предписано по легенде. В Непале Владыка кладбищ называется Руй-ранг ("Хозяин костей"). В цаме Владыки кладбищ появляются после пляски Белого старика и считаются спутниками бога смерти Ямараджи. Основная их обязанность — терзать куклу (лингу), сделанную из теста, которая символизирует зло. Ритуальная пляска Читипати символизировала смерть человека в прежнем качестве и возрождение его в новом преображенном облике. Либо, согласно другим источникам, Бланка кладбищ олицетворяет представление о промежуточном состоянии между смертью и новым рождением (бар-до). Возможно, выход Владыки кладбищ обозначал появление в мире смерти, которая появилась среди древних бессмертных людей, олицетворяемых Белым Старцем.

Маска Риши или Ачарьи

Риши

(тиб. drang-srong, бур. Ацзар)

Персонажи в масках, которые изображают темнокожих людей. Одна из масок зеленого цвета, с конусообразным головным убором, другая — черного цвета, с высокой прической. Иногда маски бывают коричневого либо темно-желтого цвета, с волосами, собранными в высокую прическу на затылке. Уши масок — с удлиненными мочками, с массивными серьгами в них. В прически вставлены ваджры и черепа. Число персонажей-риши, носящих эти маски, различно: либо два, либо четыре. Двое из них имели женские маски, а двое — мужские. Одеты они были в красные и зеленые халаты. Иногда на них буровато-коричневые халаты, подпоясанные синими поясами. Выходят они под звуки ганлина и танцуют вне основного круга, в руках они также держат ваджры, посохи или барабанчики-дамару. Их первостепенная обязанность — встречать главных действующих лиц цама.

Это весьма символично, поскольку следующим персонажем являлась Лхамо, гневное женское божество, наводящее порядок среди деградировавших существ. Риши же помогали осуществлению ее миссии. В цаме Риши ведут себя весьма комично, не уступая в этом Белому Старцу. В некоторых непальских церемониях при исполнении цама встречаются персонажи, подобные Риши, в масках. Одного из них называют гемака. Во время цама он стоит у ворот дацана, одетый в овчинный полушубок мехом наружу На голове у него коническая шапка, в руках лук, стрела и щит. Его облик весьма смахивает на скифа. В его обязанности входит сопровождение главной жертвы (лог-пар тор-ма) к месту сожжения.

Маска Львиноголовой Дакини

Львиноголовая Дакини

(санск. Singha-vaktra, тиб. seng-ge gdong-pa-can-ma)

У этого персонажа маска льва белого цвета. На голове завитки гривы, корона из черепов, пасть широко раскрыта, красный язык высунут поверх клыков. Иногда макушка увенчана ваджрой. Спутники Львиноголовой Дакини выступают в масках вепря и тигра. Маска вепря коричневого цвета, трехглазая, с широким носом и оскаленными зубами. На голове корона из трех черепов. Маска тигра раскрашена под шкуру тигра, трехглазая, с оскаленным ртом и т.д. Иногда их маски синего и красного цвета. В некоторых вариантах цама есть персонажи, называемые "хозяевами четырех гор", которые входят в свиту Львиноголовой Дакини. Их четверо, и они олицетворяют четырех охранителей направлений света — Льва, Тигра (или барса), птицу Гаруду и Дракона.

Сиятельная Богиня.

(санск. Shri Devi, тиб. dPal-ldan lha-mo)

Следующий персонаж — это гневная буддийская Богиня, или Палдан Лхамо. Ее маски с тремя глазами, на голове — корона из пяти черепов, в ушах серьги, волосы собраны в высокую прическу. Есть маски, которые на макушке украшены небольшим зонтиком, хадаками и павлиньими перьями. Богиня Лхамо — одно из главных действующих лиц цама. Богиня имеет несколько форм, как самостоятельных, так и появляющихся в ее свите. Она одна из восьми "Ужасных" из категории Дхармапал (Охранителей Учения). В тибетском тантрийском пантеоне Лхамо выступает покровительницей школы Гелукпа, а также является матерью-прародительницей всего живого, хозяйкой гор, врачевательницей (gyel-mo), также богиней славы, сражений, хозяйкой времени, покровительницей сестер долголетия (которые появляются в масках Дакинь). В свиту богини Лхамо входит множество низших женских божеств. Главные из них — Львиноголовая и Макароголовая Дакини. Обычно они одеты в черно-белую одежду.

Маска Ваджрапани

Владыка Тайного

(санкр. Vajrapani, тиб. Phyag- rdor, бур. Очирвани)

У Ваджрапани черная или темно-синяя маска. Она гневная, рот оскален, клыки, виден кончик языка. Рыжие волосы стоят дыбом, в руке этот персонаж держит ваджру.

Маска Чжамсарана

Чжамсаран.

Персонаж этого гневного Дхармапалы (докшита), одного из восьми "Ужасных", носит маску темно-красного кораллового цвета. Как и предыдущие, она трехглазая, с оскаленнцм ртом, клыками и высунутым языком. На складках морщин от ярости топорщатся небольшие бородка и усы. На голове корона из пяти черепов, в ушах-серьги. Чжамсаран считается богом войны и по-кровителем воинов и лошадей, поэтому исполняющий его роль держал в правой руке меч, а в левой — муляж, изображавший окровавленное сердце врага. Чжам-саран — персонаж, который присутствует почти во всех вариантах цама.


Дити-чжад или Диток.

Дитн-чжад или Ди-ток (дидиг чжад). Это восемь персонажей в масках, подобных Чжамсарану, поскольку они его младшие спутники. Одеты они в красные одежды, в одной руке держат меч, а в другой — нож или пурбу. Эти персонажи иногда изображались вместе с Чжамсараном в виде восьми красных демонов — "держателей мечей", которые терзают трупы убитых и пожирают сердца. Роли этих персонажей обычно исполняли восемь мальчиков (послушников) в возрасте 7-8 лет. Выход этих персонажей осмыслялся как появление сыновей докшита Чжамсарана.

Бог Богатства

(санск. Кубера, тиб. Намсарай)

 Кубера или Намсарай носит спокойную маску. Она изображает лицо желтого цвета, двухглазое, губы полные, над верхней губой небольшие усики, в ушах серьги. На голове высокий черный убор, увенчанный чинтамани и пятизубчатой короной. Персонаж, выступающий в маске, также носит желтую одежду. В руках он держит мангуста и зонт, украшенный драгоценностями. Намсарай почитается как покровитель и ниспосылатель богатства.


Белый Махакала

(санск. Дхритаракша, тиб. Гонгор)

У этого персонажа маска белого цвета, трехглазая, гневная, рот оскален, язык высунут. На голове пятилепестковая корона. Он одет в белую одежду. В руках держит бумпу (кувшин) и чинтамани. Кубера и Махакала выступают в паре — как защитники двух из четырех сторон света. Кубера ассоциируется с Севером, Гонгор — с Востоком. Интересно, что в одном из непальских цамов Кубера появляется дважды: как защитник одной из сторон света и как один из восьми "Ужасных" докшитов.

Маска Ямы

Бог Смерти или Ямараджа

(санск. Dharmara- ja, тиб. Chos-rgyal, бур. Эрлэн-хан)

Его маска изображает бычью голову синего цвета, трехглазую, с длинными бирюзовыми рогами, на концах которых языки пламени. Пасть оскалена, на голове корона из пяти черепов, на макушке ваджра. Бог Смерти — хозяин подземного мира, главный судья над душами умерших. Помимо вышеприведенной легенды об отшельнике и разбойниках, существует еще одна, согласно которой тибетский царь строил храм при помощи быка, но при раздаче благословений бык оказался обойденным. Тогда он переродился в царя с бычьей голо-вой и произвел опустошения. Помимо вышеназванных персонажей и их масок, в цаме присутствуют и менее значимые персонажи, к которым относятся, например, Шама (или Саба).

Эти персонажи выступают в масках оленя и коровы (или изюбра и буйвола). Они считаются старшими спутниками Ямы (Эрлэн-хана). Движениями они подражают бегущим животным. Маска Оленя (тиб. yi-dwag) коричневого цвета, с ветвистыми рогами, ее пасть открыта, виден язык. Сзади к маске прикреплен лоскут желтой ткани. Маска Коровы синего цвета. Пасть также открыта, видны зубы.

Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека