Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Учебная система Цаннида
Учебные пособия на факультетах Цаннида.
Упомянутые в пяти отделах основные учебники курса того или иного предмета (дза-па) - представляют собой краткий свод знаний на указанные темы, составленные из сочинений индийских учителей, обычно в сжатой и стихотворной форме.
В большинстве случаев они изложены по схеме:
1) изложение собственной, принятой теории (тиб. ранглуг шагпа);
2) опровержение других, то есть идейных противников (тиб. шагьи дзодпа);
3) ответ идейному противнику с точки зрения собственной теории (тиб. ранг-луг-гьи го-нэй ландэпцул). Комментарии (делпа) - представляют собой всесторонние исследования по названным дисциплинам; это уже сочинения разных тибетских авторов. Они по своему обыкновению весьма обширны и изложены в своеобразном учебно-диалектическом стиле.
Каждый из изучаемых предметов имеет по нескольку таких комментариев, посвященных основному предмету и отдельным его отраслям.
Каждый учебник-комментарий обычно излагается следующим образом:
1) буквальное изложение основного учебника в общедоступной, популярной форме (цигдон, словесный смысл);
2) общее изложение содержания основного учебника (шидон) и
3) критическое изложение основного учебника (тичжод). Каждый учебник-комментарий представляет собой или один из трех видов изложения, или соединение двух или всех трех видов изложения. В последнем случае учебник-комментарий представляет самый полный и образцовый вид учебника.
Последний вид изложения (тичжод) состоит из трех последовательных частей:
1) изложение первоисточника предмета (тиб. пройжун гобда);
2) приведение основного тезиса (тиб. донгьи чжорва годпа);
3) собственно критическое исследование (тиб. тичжод), состоящее, в свою очередь, из трех последовательных частей:
а) опровержение чужой теории (тиб. жанлуг гакпа);
б) изложение собственной теории (тиб. ранглуг шагпа) и
в) разрешение дискуссии в пользу собственной теории (тиб. дзодпа бомпа). Правда, такой порядок изложения не всегда бывает выдержан. Чаще всего критическое исследование составляется без первых двух частей, которые, если и имеются, занимают немного места в учебнике.
Учебный год. Всего Цаннид-дацан имеет 13 классов - "зин-да" или курсов.
I. Курс гносеологии и логики (Прамана).
1. Дуйчунгизинда (2 года). Младщий класс "Дуйра". 1-й год этого класса носит иногда название, "катог гармаргьи зинда" или просто "катог зинда". 2-й год этого класса носит название "ка-тог гонмий зин-да" и др.
2. Дуймо рингизинда (1 г.). Средний класс "Дуйра". Этот класс иногда называют "шидубгьи зинда".
3. Дуйченгьизинда (1 / 2 г.). Старший класс "Дуйра". Этот класс носит название "гьюмбрэйгьи зинда".
4. Дариг зинда (1/2 г.). Класс логики.
5. Лориг зинда (1 / 2 г.). Класс гносео-логии.
II. Курс теории пути Пробуждения (Парамита).
6. Дондун гьюй зинда (1/2 г.). Подготовительный класс Парамиты, где эта наука изучается по конспективному учебнику этого предмета.
7. Шунсар огмий зинда (1 г.). 1-й класс парамиты.
8. Шунсар гомий зинда (1 г.). 2-й класс парамиты.
9. Габ дампой зинда (1г.). 3-й класс па-рамиты.
10. Габ шивий зинда (1г.). 4-й класс па-рамиты.
III. Курс мадхьямаки (у-ма).
11. Умый-зинда (2 г.). Класс - у-ма, 1-й год этого класса называется "ум-а сарби зинда", то есть младший класс "ум-а", 2-й год этого класса носит название "ум-а намбой зинда", то есть "старший класс ум-а".
IV. Курс теории дхарм или философии буддизма (абхидхарма).
12. Дзодгьи зинда (2 г.). Класс абхидхармы. 1-й год этого класса называется "дзод сарвий зинда", то есть "младший класс абхидхармы". 2-й год этого класса носит название "старший класс абхидхармы".
V. Курс монашеской этики (Виная).
13. "Дулвий зинда" (2 г.). Этот класс имеет еще название "гарампий зинда", то есть класс кандидатов на ученые звания.
Последние два класса имеют еще по два дополнительных года для повторения пройденного материала. Окончившие курс цаннид-дацана и употребившие после этого дополнительное время не менее десяти лет для дальнейшего совершенствования в усвоении цаннидских предметов, по сдаче соответствующих экзаменов и приношении положенных взносов и угощении духовенства, удостаиваются духовных званий: рабчжампа, габчжу, дорампа и лхарампа. Эти же звания могут быть получены быстрее, на более льготных условиях, путем более значительных денежных пожертвований.
Учебный год делится на две части: на учебное и неучебное время - "чойток" и "чойн-цам". Учебное время делится на большие и малые периоды. Каждый большой период имеет один месяц занятий, а малый от 15 до 20 дней. В году по времени года бывают по четыре больших и малых периода.
Эти периоды называются:
1) Большой летний период - "Ярчой ченмо" - между 17 мая и 17 июня.
1а) Малый летний период - "ригда чойтог" - между 3 июля и 17 июля.
2) Большой осенний период - "дончой ченмо" - между 3 августа и 3 сентября.
2а) Малый осенний период - "сагар чойтог" - между 17 сентября и 6 октября.
26) Малый осенний период - "амчод чойтог" - между 17 октября и 2 ноября.
3) Большой зимний период - "гунчой ченмо" - 17 октября и 6 декабря.
4) Большой, или первый весенний, период - "идчой данпо ченмо" - между 2 февраля и 2 марта.
4а) Второй весенний период - "идчой нийпа" - между 17 марта и 6 апреля.
46) Третий весенний период - "идчой сумпа" или "зиндатуг" - между 17 апреля и 2 мая.
Промежутки этих периодов называются неучебными периодами или перерывами занятий - "чойнцам". Таким образом, все учебные периоды имеют около 295 дней, а неучебные около 70 дней.
Система обучения.
Все основные учебники, особенно классических наук - Мадхьямаки и Парамиты - обязательно должны быть заучены наизусть. Кроме того, важнейшие места учебников-комментариев также усваиваются заучиванием наизусть. Повседневные школьные занятия происходят путем диспутов по правилам диалектики. Нет письменных работ, объяснительных чтений и иных родов школьных занятий, за исключением уличных или домашних чтений и занятий с учителями. Диалектический метод в Цаннид-дацане несколько отличается от сократовского метода вольных бесед и диалогов, так как диспуты и беседы происходят по строгим формулам диалектики. Диалектический метод рассуждения происходит из Индии. Теоретические основы этого метода были выработаны индийскими учителями Дигнагой и Дхармакирти. Но этот метод, как язык диспутов в Индии, по-видимому, носил характер свободных бесед, напоминающих сократовский метод рассуждений. Во всей буддийской санскритской литературе не отмечается тех строгих рамок ведения диалектических рассуждений, какие мы можем наблюдать в тибетских цаннидских учебниках.
Разработку этого метода в качестве языка диспутов и применение его к законам тибетского языка впервые изложил знаменитый сакьяский учитель (лама) Чжава Чойки Сэнге (1109-1169), придерживавшийся традиции Ринчен Сангпо. Этот лама составил первый на тибетском языке практический учебник гносеологии "дуйра" в форме изложения диалектических приемов ведения диспутов. Учебник был настолько удачно составлен, с таким пониманием приложения этого метода к нормам и духу тибетского языка, что был встречен учеными буддистами с большим сочувствием. Он и положил начало тому широкому развитию школьного преподавания буддизма в Тибете, какое мы видим в лице современных Цаннид-дацанов. С тех пор созданный Чжава Чойки Сэнге метод почти без всякого изменения продолжает служить основным аппаратам преподавания на всех цаннидских факультетах Тибета, Монголии и Бурятии.
Экзамены и диспуты ("гэн-шин дам-чжа"). Самыми важными и горячими моментами учебных периодов являются "гэншин дамчжа" - выпускные экзамены молодых ученых во время большого зимнего периода в продолжение шести дней между 20 и 26 ноября - и "зинда туг" - состязательные диспуты четырех классов Парамиты (парчин) во время большого весеннего периода в течение шести дней между 20 и 26 марта.
Ежедневные учебные занятия бывают утренние и вечерние, каждое из коих продолжаются 2-3 часа с переменами по несколько минут. Учебные занятия происходят под наблюдением факультетского инспектора - "чойра гэбкуй".
Занятия начинаются с чтения установленных по обряднику гимнов, после чего начинаются сами занятия, выражающиеся в шумных диспутах учащихся. Учащиеся разбиваются на оппонентов и диспутантов. Первый предлагает тезис в форме вопросительного умозаключения. Диспутант отвечает условными терминами. Оппонент, предлагая вопросы, делает разные телодвижения и жесты руками и выкрики, выражающие разные религиозные идеи. Символизация телесных движений, жестов и выкриков имеет тот смысл, что всякое действие человека должно быть сознательным. Сознательное, бдительное отношение человека ко всем своим действиям имеет воспитывающее значение, и, главным образом, этим определяется благородство и высокая природа человека в отличие от животных. Умение владеть собою, действовать всегда сознательно является высшим даром человека, и высокое развитие этого дара является одним из основных условий достижения человеком состояния Будды.
Так, при диспутах в цаннидском дацане наблюдаются следующие главные символические действия:
1) таска - всеобщий выкрик слова "дхи", конечный слог мантры бодхисаттвы Мудрости Манджушри;
2) корсумгор, торжествующий победный выкрик;
3) талдеб, хлопание в ладоши и т.д.
символизация спасения живых существ от мира сансары; корсумгор, размахивание шапкой или четками над головой диспутанта при особом торжествующем выкрике этого слова означает очищение диспутанта от тьмы неведения; талдеп, удар в ладоши - развитие знаний и т. д.
Окончание занятий сопровождается чтением соответствующих гимнов, пожеланий.
Каждое занятие всегда сопровождается чаепитием или легкой трапезой, либо обедом из мясной пищи.
Периоды между учебой ("чойнцам"). Неучебные периоды не стоит представлять как время отдыха. Они также заняты теми или иными работами учебного характера. Главными занятиями учащихся в неучебные периоды являются занятия на дому. Учащиеся группами ходят по утрам к своим избранным учителям для проверки своих знаний из пройденного и для ведения объяснительных бесед.
Вечерними занятиями являются так называемые "чжоршун", то есть громкие чтения наизусть учащихся младших классов, до 1-го класса теории мадхьямаки (ума) включительно, из учебников-комментариев. Учащиеся при наступлении вечера высыпают на улицу и, расхаживая у ворот своих домов (в Лабране на крыше домов), читают заученные наизусть тексты из учебников. В это время главный надзиратель монастыря делает обход всех чтецов. При этом отсутствующих на местах подвергают наказаниям, а неправильно читающим делают соответствующие замечания. В общем, школьный режим весьма строг и весь учебный год проходит в весьма интенсивной работе учащихся. Нет таких больших каникул, как в светских школах, и нет регулярных недельных отдыхов. Но тем не менее в неучебных периодах существуют известные промежутки времени, в течение которых учащиеся пользуются отдыхом и свободой для своих личных дел и для выездов к родным.
При всей строгости школьного режима от всей школьной жизни учащихся веет духом непринужденности и увлечения занятиями. Эта жизнь не лишена разнообразия. Есть такие моменты, когда учащиеся участвуют в различных развлечениях и дозволенных играх, выходят в поле, на природу и т. д.
Ежедневная практика в диалектических упражнениях, в свободной обстановке, со сверстниками, перед глазами наставников и важных особ - все это располагает к бодрости духа, в корне уничтожает застенчивость и приучает к смелости, доходящей иногда до дерзости.
Отделение тантры
Здесь изучаются все тантрийские системы, их критерии по оценке той или иной классификации Мантраяны, составленной еще в Индии. Выше было сказано, что буддизм разделяется на буддизм сутр, тантр и дзогчена. Первое направление в тибетских учебных заведениях считается частью изучаемого Учения, общей для всех последователей. Второе направление рассматривается как специальная, тайная, лишь для посвященных, часть Учения. Она в этом отношении является особым, более совершенным методом усвоения буддизма, но доступным лишь для высокоодаренных натур.
Путь по цаниду начинается с постепенного осуществления "основы", ведущей к "плоду" (состоянию Будды), то есть с осуществления внешних условий Пробуждения, как то: вступления в монашество, исполнения шести парамит, четырех деяний на пользу существ и т.д.
Путь тантры начинается прямо с осуществления "плода", то есть с осуществления уже совершенного состояния Будды. Согласно этой теории, человек, идущий путем тантры, должен принять тантрийские обеты и воспринимать себя с этого момента в качестве Будды, и все его мысли и действия должны быть как бы мыслями и действиями самого Будды. Поэтому эта теория считается чрезвычайно трудной и доступной лишь для исключительных натур, но зато она считается, в отличие от цаннида, скорейшим путем к Пробуждению. Человек, идущий по пути цаннида, достигает состояния Будды в течение многих мировых периодов - "кальп" или же минимум за 16 жизней. А человек, идущий по пути Мантраяны, может достичь идеала в течение одной человеческой жизни. По теории последней, природа человеческого существа, его телесный и психический организм, не считается, в отличие от Цаннида, чем-то нечистым, а, наоборот, считается самым драгоценным и совершенным орудием достижения идеала.
Как и в Индии, ваджраяна в Тибете рассматривается в аспекте четырех главных систем: крия тантра (чжа-гьюд), чарья тантра (чжод-гьюд), йога тантра (налчжор гьюд) и ануттара йога тантра (налчжор ла-мэд гьюд).
Первая система - символика внешних деяний, вторая - символика гармонизации внешних и внутренних (созерцательных) деяний, третья - символика исключительно внутренних созерцаний, и четвертая - высшая символика исключительно внутренних созерцаний.
Первые три системы считаются применительными к природе различных категорий небожителей. Четвертая система рассчитана исключительно на природу человеческого существа.
Большинство тибетских школ усвоило эти системы в первоначальной индийской редакции почти без изменений.
Четвертая, наивысшая степень тантры, в свою очередь, распадается на многие самостоятельные системы. Главнейшие из них обозначаются названиями тантрийских божеств-Идамов: Сандуй (Гухьясамаджа), Дэмчок (Херука или Чакрасамвара, Дорже Жигжед (Ваджра Бхайрава), Чагдор Хорчен (Ваджрапани Махачакра), Дуйнхор (Калачакра), Чжедорчже (Хеваджра) и другие.
Факультеты тантры (агпа-дацаны)
На факультете тантры (Акпа-дацане) изучается общая теория Мантраяны и специальные вышеупомянутые системы: Сандуй, Дэмчок, Жигжед и отчасти Чаг-дор. Первые три системы особенно почитают ся школой Гелукпа и считаются ею основными и наиболее важными системами тантры. Школьное изучение этих систем в школе Гелукпа было организовано после ухода Цзонхавы его учениками. В 1433 г. была основана в Лхасе первая гелукпинская школа тантры учеником Цзонхавы - Шейраб Сэнге. Затем, в 1474 г., там же была основана вторая школа ламой Кунга Дондубом. Это две знаменитые, существующие и поныне лхасские школы тантры, известные под названиеми "Гьюдмад" (Нижний факультет) и Тьюддод"(Верхний факультет). Эти школы, особенно первая, отличаются чрезвычайной строгостью монашеского режима, и туда поступают исключительно окончившие цаннидский факультет и люди, преданные подвижнической жизни.
Все современные Агпа-дацаны в монастырях школы Гелукпа организованы по образцу указанных выше двух лхасских школ. При этом программы изучения Мантраяны в Агпа-дацанах бывают почти всегда одинаковыми, но монастырский режим введен в них в значительно смягченной форме.
Для поступления в Агпа-дацан требуется минимум знаний окончивших первые два курса цаннидского факультета. Обязательный курс Агпа-дацана проходится в продолжение 3-4 лет.
Классы в Агпа-дацане таковы:
1. Зинда огма (1 год), младший класс,
2. Зинда барма (1 год), средний класс,
3. Зинда гонма (1 год), (старший класс.
Эти классы могут носить и другие названия, например, зин-да шуг-ма, зин-да бар-ма и зин-да гарам-па.
Если курс в Агпа-дацане четырехгодичный, то классы носят названия:
1. Шугмий зинда, или чогавий зинда (1 год) - 1-й класс или ритуальный класс,
2. Чжедримвий зинда (1 год) - 2-й класс начальной теории тантры, связанной с изучением Стадии Зарождения,
3. Тиккапий зинда (1 год) - 3-й класс изучения комментариев,
4. Гарампий зинда, или дзогримпий зинда (1 год) - 4-й класс кандидатов на ученое звание или класс изучения высшей теории тантры, связанной с изучением Стадии Зарождения. Курс Мантраяны в Агпа-дацанах, в отличие от цаннид-дацанов, проводится по объяснительно-толковательному методу. Окончившие курс Агпа-дацана и пробывшие в нем дополнительно не менее 10 лет для усовершенствования в теории ваджраяны получают звание "аг-рам-па", что значит "совершенный знаток Мантры".
Факультет хеваджры (чже-дор-дацан)
В этом дацане изучается особая тантрийская система Хеваджры (Радостный Ваджра), одной из систем высшей Ануттара-йога тантры. Хэваджра, относящийся к материнской тантре, является одним из самых распространенных идамов школы Сакьяпа, но представляет достаточно редкое явление в монастырях школы Гелукпа. Есть предание, что сам Цзонхава не очень одобрял увлечение радикальными и экстремистскими практиками, позволяющими обрести сиддхи скорее, нежели их сможет выдержать неокрепший ум начинающего йогина.
Достаточно широко эта система практиковалась при Пекинском подворье школы Гелукпа в резиденции Чжанчжа хутухты. Один из хутухт, Чжанчжа Ролбий Дорже, оставил много комментариев на Хэваджру. Система пользуется почитанием и в Монголии.
Школьная организация и система преподавания этого дацана ничем особенным не отличаются от организации других тантрийских дацанов.
Факультет калачакры (дуйнхор-дацан)
Вероятно, первым, кто стал проповедовать учение Калачакры (Колесо Времени) в Тибете, был обращенный в буддизм кашмирский брахман Соманатха, он же и ввел шестидесятилетний календарный цикл, отсчет которого в Тибете начинается с 1027 г. С помощью тибетского переводчика священных текстов Шейраб Чжагпы, известного также под именем Бро-лоцзавы (Переводчик из Бро), Соманатха перевел на тибетский язык несколько важных трактатов и его пребывание и деятельность в Стране Снегов были зафиксированы различными тибетскими авторами. Чуть позже и Чжо-во Атиша проповедовал в Тибете систему Калачакры.
Помимо нескольких работ по Калачакре, включенных в Ганджур и Данджур, существует большое число комментариев и сокращенных версий Калачакра-мула-тантры, авторство которой приписывается различным царям мифической Шамбгалы. В Ганджуре есть даже текст, в колофоне которого говорится, что он был переведен на тибетский язык с рукописи из царства Шамбгалы.
Редко кто из великих буддийских ученых Тибета не обращался к этой знаменитой и таинственной системе. Тибетский комментатор и историк Будон Ринчендуб (1290-1364) широко известен как автор комментария к Калачакра-тантре и как блестящий проповедник этой доктрины. Другой средневековый ученый, второй ученик Цзонхавы, Кхай-дуб Гэлэг-пал-сангпо (1335-1438) в 1434 г. также составил многотомный комментарий к Калачакре, на котором строится большинство поздних сочинений, трактующих учение Калачакры. Одним из важнейших источников по доктрине Калачакры является написанное в 1478 г. сочинение 1ой-лоцзавы Шон-ну пала (1392-1481), называемое "Синие Летописи". В этом историческом труде целая глава посвящена истории распространения доктрины Калачакры с момента ее возникновения и до XV в. Сочинение "Синие Летописи" переведено на английский язык проф. Ю. Н. Рерихом в 60-е годы.
Как система, Калачакра преподавалась отдельно от других тантрийских факультетов. Для этой цели при крупных монастырях были организованы Дуйн-хор-дацаны. На этих факультетах изучается система символики Калачакры, представляющая одну из систем высшей тантры.
В программу этого факультета входит изучение грамматики санскрита (ввиду сохраненности некоторых текстов Калачакры на санскрите и отсутствия тибетских переводов), а также астрология и индийская астрономия.
Время прохождения курса и классы те же, что и в Агпа-дацане.
Грамматика (тиб. дариг, санск. шабда-видья)
Третьей Великой наукой в Тибете считается Грамматика. Тибетская литература по грамматике содержит как тексты, так и комментарии по санскритской грамматике, переведенные из индийских источников, а также грамматические тексты для тибетского языка. Для ученых было важно знать санскритскую грамматику, так как очень много литературы было переведено с санскрита на тибетский, и тибетский алфавит (у-чжан), грамматика, и литературные формы были образованы на основе санскритских моделей.
Кроме комментариев индийских ученых к санскритской грамматике, которые находятся в собрании Танджур, существует множество комментариев самих тибетцев. Комментарии к "Чандравьяка- ране" были написаны Лочен Тхугдже Палом, Чжалу Чойкйонг Зангпо и Ситу Чой- чжунгом. Панг-ло написал комментарий к Калапе, а Таранатха - к Сарасвати.
Мастерство (тиб. зориг, санск. шилпавидья)
Раздел "мастерства" включает в себя весьма различные традиционные искусства. К ним относятся зодчество, ваяние, сакральная живопись, музыка, танец (цам), такие ремесла, как каллиграфия, резьба по дереву, камню, вышивка, ткачество, чеканка, ювелирные и другие работы.
Все виды "мастерства" получили в Тибете особенное развитие, после того как с VIII по IX в. с санскрита на тибетский были переведены иконографические сутры и трактаты, а также "Шилпа-кармастхана-видья" или "Руководство по развитию мастерства". Тибетский вариант "Шилпакармастханавидьи" был дополнен и чисто тибетскими особенностями.
Есть также тексты с инструкциями по различным ремеслам, такие, как "Дзойпий Кхра" Мипама Намгьяла,и многие другие, но в основном традиционное мастерство изучается посредством устных наставлений и практической передачи его от учителя к ученику.
После падения Индийского буддизма у себя на родине в результате арабского завоевания духовенство знаменитых некогда монастырей Таксилы, Викрамашилы и Наланды, а также йогины-тантристы нашли себе пристанище сначала в Непале, а потом в Тибете. Они принесли с собой много санскритских книг и произведений буддийского искусства.
Книги были переведены на тибетский, а с индийских предметов культа были сделаны копии.
Таким образом, Тибет явился подлинным преемником всего наследия индийского и древнейшего центрально-азиатского буддизма. Страна Снегов не предала забвению учение Будды, но продолжила Его во всей его первоначальной чистоте.
Тибет - одна из немногих стран, воспринявшая полноту индийской традиции, с последующим взращиванием и распространением ее за собственные пределы.
К примеру, в соседнем Китае, многие виды высших тантр (а равно и связанные с ними прикладные аспекты) были уничтожены конфуцианцами и лишь одна форма Йога-тантры дошла до Японии, где и сохраняется до сих пор. Тибету удалось сохранить изначальность индийских форм практически до нашего времени. В этом, конечно, сказались и близкое расположение к Индии и неприступность Тибетского нагорья, длительное время остававшегося хранилищем древних учений.
Космология и психология, макрокосм и микрокосм индийского буддизма объединяются в искусстве Тибета, начиная с VII в., и канонизируются вплоть до XVI-XVII в. Первые образцы тибетского искусства появились в Западном Тибете, в провинции Цзанг, где какое-то время процветало царство 1угэ. Ввиду близости к Непалу там до XVI в. сложился так называемый "непальский" стиль, иначе называемый "школой Гьянцзе". Именно в этом районе первоначально были сосредоточены силы художников, зодчих и ваятелей, появившихся там во Второй Период распространения Дхармы.
Средоточием не только религиозной, но и культурной жизни в Тибете являлись монастыри. Именно в монастырях возникли школы, типографии, мастерские, где шла разработка и естественное упорядочивание культа и канонов.