Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Срединное учение

Последователи учителя Нагарджуны впоследствии разделились на две главных школы: сватантриков, во главе с учителями Бхавья (VI в.), Шантиракшитой (VIII в.) и др., и прасангиков, во главе с учителями Буддапалитой (VI в.) и Чандракирти (VII в.). Сватантрики (тиб. ранг-гьюдпа) - это субъективисты, поскольку они последователи субъективного способа доказательств истины на основе тезисов собственной теории. Прасангики (тиб. тан-гьюрпа) - это объективисты, или антиномисты, то есть последователи объективного, антиномического способа доказательств истины на основе тезисов противника. Такой способ доказательства имеет целью привести тезисы противника к абсурду и неизбежному признанию искомого воззрения.
Мадхьямака, по учению Гелукпы, считается идеалом философии буддизма и самым важным предметом на факультете Цаннид.
Основные учебники по Мадхьямике: "Умала Жугпа" (санск. Мадьямакааватара), сочинение индийского учителя Чандракирти (VII в.), тиб. Дава-Дагпа.
Учебники-комментарии по Мадхьямике:
1. Умий талдог, краткий учебник по срединности, дающий точное определение основных тезисов этой теории путем опровержения противных мнений.
2. Да-нэй намчжедгьи тачжод, учебник анализа учения об условном и безусловном смысле слова Будды. Слова и проповеди, произнесенные Буддой, разделяются на две категории: на слова условного смысла и на слова безусловного смысла. Будда учит об одном и том же вопросе различно, сообразно развитию и разнообразию уклада своих слушателей. Подобный род проповедей Будды называется словом условного смысла. Но Будда может преподавать учение высокоразвитым слушателям - словами и выражениями положительного безусловного смысла, не требующими никаких переиначиваний, перетолкований смысла.
Согласно этому священная литература - "Слово Будды" - делится на две указанные категории. Такое деление "Слова Будды" относится лишь к вопросам о сущности бытия. Учение о действительном смысле "Слова Будды" впервые разработано Цзонхавой в его знаменитом сочинении "Даэй лэкшад нингпо", излагающем сущность философии буддизма. В этом сочинении Цзонхава разрешает вопрос об обнаружении слова безусловного смысла - идеала философии буддизма - в пользу теории учителя Нагарджуны (тиб. Лу-дуб); считается, что лишь теория этого учителя о "срединности" выражает идеал философии и буддизма.
3. У-мий та-чжод, учебник критического исследования основного учебника "Умала жугпа".