Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Америка
В VI в. ко двору китайского императора У-ди, благоволившего к буддизму, был приглашен бхикшу Хуэйшань, утверждавший, что он посетил страну за океаном. Пользовался он старинной опи-сательной картой, ныне известной как "Каталог Гор и Морей (Шан-Хай-цзин)", созданной по версии ученых во П-Ш вв. до н. э., но по мнению других являющейся копией более древней рукописи.
По рассказу Хуэйшаня, в этой стране Фу-сан ранее не был проповедан буддизм, но в 458 г. пять монахов во главе с Хуэйшанем при династии Сун отправились из Кабула (Кипинь) и далее морем в страну Фу-сан, где проповедовали махаяну, привезли с собой буддийские изображения и писания, и, отринув дикие обычаи местного населения, обратили их к Дхарме.
По мнению исследовательницы Г. Мертц роль Хуэйшаня в культуре ацтеков и майя была огромна. Более того, есть индейское племя, с обычаями, сходными с китайскими и буддийскими, которое так и называется - "китайцы".
В современную Америку, прежде всего в США, буддизм стал проникать в конце XIX в. и имел те же черты, что и в Европе. В начале 1900-х годов здесь была основана японскими проповедниками Амидаизма организация школы Дзедо Син, храмы которой в 1944 объединились в организацию под названием "Буддийские церкви Америки". В США действуют и нитирэновские организации: агрессивный стиль работы этой школы, как и в самой Японии, вызывает массы жалоб и нареканий среди буддистов. Значительное количество адептов японских школ составляют американцы японского происхождения.
Вторая волна распространения буддизма была связана с проповедью дзэн, когда были основаны центры в Сан-Франциско и Иллинойсе. Особенно широкую известность получил японский проповедник Д. Т. Судзуки, написавший множество популярных книг по этой школе. Вслед за Судзуки в США прибыли и другие дзэнские наставники, организовавшие несколько медитационных центров со значительным количеством учеников. Появились горные обители и фермы. Однако не обошлось и без курьезов. Дзэнские наставники требовали от своих американских последователей мелочного соблюдения всех деталей японского ритуала: черная одежда (аналогичная по значению одеянию первых бхикшу в Индии из выброшенного тряпья) , простая глиняная посуда, незамысловатый интерьер, жизнь на природе. В самой Японии это считалось верхом безыскусности и скуки, поскольку дзэн работает прежде всего с ее преодолением. Однако для американских адептов все эти требования оказались верхом экзотики и возбуждающего интереса...
В 1966 г. были основаны чисто американские дзэнские центры: "Центр дзэн" в Рочестере (штат Нью-Йорк), основанный Ф. Капло, "Монастырь Шаста" в Калифорнии, основанной англичанкой Дж. Кеннет, и др.
С 1966 г. в США появились тхеравадинские школы, которые основали несколько центров, но не вызвали массового привлечения сторонников. Их адепты пополняются за счет приезжающих на постоянное местожительство вьетнамцев, камбоджийцев, сингалов и др.
После 1959 года в страну прибыли первые тибетские учителя, самыми известными из которых были Лама Тартанг Тулку (школа Нингмапа), который обосновался в Беркли, в Калифорнии, и Чогьям Трунгпа (школа Каджудпа), который создал центр в Боулдере (Колорадо) и "Институт Наропы", выдающий отныне дипломы по буддологии.
В 80-е годы создаются центры дзогчена линии Н. Норбу (Западное Побережье и Цегьялгар в Массачусетсе), а также центры "Ригпа" линии Согьял Римпоче. Другие тибетские школы также не отстают в деле распространения буддизма в Америке.