Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ЕВРОПА

Довольно широкое распространение буддизма в странах Европы началось в середине XX в., когда участились международные контакты культурных организаций и отдельных энтузиастов с буддийскими организациями Азии. Первоначально интерес к буддизму был вызван окончательным разочарованием определенных групп населения в потребительских ценностях западного общества. Практически во всех странах первоначально появились центры цейлонской и индокитайской тхеравады. Знаменитый фантаст Артур Кларк принимает буддизм и даже уезжает жить в Коломбо (Цейлон), где пишет книги, обогащенные буддийскими идеями. Война во Вьетнаме также пробуждает интерес к Дхарме Будды. Вскоре появляются японские и корейские махаянские школы (преимущественно дзэн и Нитирэн).

В какой-то мере это было вызвано движением хиппи, затем массовым увлечением европейцев боевыми искусствами, которые так или иначе были связаны с махаянским буддизмом, но настоящий бум начался после подавления тибетского восстания в Лхасе в 1959 году, когда тибетские ламы осознали бесперспективность намерения в ближайшие годы сохранить буддизм в Тибете. Их взоры обратились к Европе, откуда пришел коммунизм, сделавший Китай врагом тибетской цивилизации и которая не защитила Тибет от аннексии. Интерес к тибетскому буддизму был вызван и широким распространением произведений известного психолога К. Юнга, который вскрывал психологичность многих положений тантрийского буд дизма.

Сейчас в Европе представлены прак-тически все школы тибетского буддизма, но особенно по массовости лидируют две: Кармапа (направление датского проповедника Оле Нидала) и дзогчен (направление тибетского учителя Намхай Норбу). Согласно статистическим отчетам буддисты во Франции составляют 2 % от всего населения, то есть они стоят на втором месте после католиков. Во многих странах существуют монастыри, например в Шотландии в живописном месте был создан монастырь Самье, повторяющий в архитектуре свой тибетский аналог, а Испания обрела даже собственного Тулку-перерожденца (лама Одсэл традиции Гелукпа). Глава тибетских буддистов Далай-лама Тензин Гьяцо становится Нобелевским лауреатом, что также повышает авторитет  буддизма в глазах европейцев.

Главными форпостами буддизма на Западе являются так называемые Дхарма центры, которые занимаются проповеднической деятельностью, в них проводятся собрания для изучения и практики Дхармы, там переводятся на европейские языки буддийские тексты. Книжные полки магазинов заполняются буддийскими сочинениями древних и современных иерархов буддизма, в Европу приезжают ламские оркестры и дают представления, а фильм прославленного итальянского кинорежиссера Бертолуччи "Маленький Будда" явился демонстрацией идей тибетского буддизма.

Для европейского буддизма характерна избирательность, его адептами чаще всего становятся самые образованные слои общества: юристы, актеры, музыканты, врачи, ученые, которые позволяют себе непосредственное общение с учителями Дхармы на их родине, делая богатые подношения монастырям в Индии и Непале. Однако среди европейцев немало и простых людей, более ориентированных на практическую сторону дела. Как правило это неквалифицированные рабочие, которые заработав деньги, тратят их на уединенную жизнь или пребывание в Общине (Сангхе) при каком либо Дхарма-центре, посильно помогая ему своим участием.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека