Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Таиланд, Лаос и Камбоджа

Таиланд

Согласно исследованиям, народ таи появился на месте современного Таиланда (Страна народа Таи) или Сиама в глубокой древности, придя с территории Южного Китая. Как и все страны, Индокитая, Таиланд входил в зону влияния индийских колонистов, которые в II - III вв. образовали здесь первые государственные образования. Буддизм в Таиланде появился в первых веках н. э. По оставшимся памятникам материальной культуры можно судить, что это был буддизм махаяны.

Позже, в VII в., после участия в жизни индо-китайских империй (бирманский Паган, кхмерские Ангкорская империя и Харипунджайя, индо-вьетнамская Чампа, и др.), народ таи создал государство Дваравати, которое в IX в. было известно как Лаво или Лопбури. Это государство было завоевано кхмерами при Сурьявармане I и Шривиджайей. Здесь были найдены статуи Авалокитешвары и Ваджрапани, датируемые VII-VIII в., на всех изображениях заметно влияние Адженты. В это время сюда проникают после-дователи мадхьямаки, йогачары, тантры и др.

В XIV в. появились государства Ланна и Сукхотайя. Позже образовалось государство Сиам с центром в городе Аютия, основанное королем Рама Тибоди I (1350-1369). После войн и смуты XVI-XVII века, когда Аютия была разрушена, образовалось новое тайское государство со столицей в Бангкоке ("Город ангелов"). Новый правитель Тьяу Пайя Чакри был коронован под именем Рамы I, и эта династия царствует до сих пор.

С XIII в. в результате тесных контактов с Цейлоном и Бирмой в Таиланде стал распространяться буддизм хинаяны в форме тхеравады, хотя отдельные группы тантристов сохранились в Таиланде до сих пор. махаяны придерживаются и проживающие в стране национальные меньшинства-китайцы, вьеты и другие.

Таиландская Сангха тхеравады делится на две школы: Маха-никая ("Великая школа") и Дхаммаютика-никая, или Дхамутхит-никай ("Школа, посвящающих себя Дхарме"). Последняя школа появилась в XIX веке, после осуществления королем Монгкутом религиозной реформы, суть которой сводилась к очищению Тайского буддизма от рудиментов махаяны и эзотерического буддизма (тантры). Монахи этой школы отличаются пуританскими взглядами и, хотя по численности эта школа невелика, ее представители занимают ведущее положение в государстве. Неофициальным главой буддийской Сангхи является король, который считается "Господином земли (Пхра Тьяу Пхэндин)" и " хозяином жизни (Тьяу Чивит)".

Лаос

Древнее название Лаоса "Ланг санг" - "Страна миллиона слонов".  Буддизм хинаяны проник в страну в IX-X вв. н. э. Укрепился в XIV в., вместе с образованием единого лаосского государства: в 1360 г. король Фа Нгум утвердил в Лаосе буддизм тхеравады. В Конституции Лаоса было записано, что буддизм тхеравады - государственная религия и король - ее высочайший покровитель. В Лаосе насчитывается около 2 тысяч пагод (храмов) и более 17 000 духовенства-бхикшу. Монашеский обет не является пожизненным, поэтому даже государственные чиновники проводят какое-то время в монастырях.

Существуют две школы - Тхаммают и Маханикай (монахи первой носят одежды темно-желтого, коричневого цвета, а последней - только желтого). Все образование, и религиозное, и светское, было отдано в Лаосе буддийской Сангхе. Колониальное французское правительство также "покровительствовало" Дхарме.

В 1975 году, с приходом к власти народ-ного правительсва, произошло отделение церкви от государства, однако антагонизма между властью и Сангхой не существует. Более того, как и раньше, буддийская Сангха участвует в образовательной политике государства.

Камбоджа

Первые культурные поселения на территории страны были образованы выходцами из Северной Индии, из местечка Камбоджа, чье название перешло на всю эту область.

В первых веках н. э. в Камбоджу начал проникать махаянский буддизм, где он стал сосуществовать с индуизмом. Сохранились свидетельства, что первоначально это была территория Окео - ряд амон-кхмерских городов-поселений с уже развитой культурой. Применялись индийское право, индийская письменность и так называемый кхмерский санскрит. Среди культовых предметов здесь преобладают в большей степени статуэтки Будды, нежели изваяния индуистских богов.

Позже, в I - II в., при правлении царя (вармана) Каундиньи I, здесь возникло первое кхмерское государство, носящее название Бапном (кит. Фунань или Биунам), просуществовавшее до IV века. Бап-ном, название которого восходит к кхмерскому титулу царя-курунг бнам (царь горы) со столицей в городе Вьядхапура со временем превратилась в морскую державу, торговавшую с Индией, Ираном, Арменией, Средней Азией и Римом.

В III-IV вв. при правлении Чанданы в стране сосуществовали с переменным влиянием на государственные дела оба направления буддизма: и махаяна, и хи-наяна.

В V в., при правлении Каундиньи II и его преемников, в частности, Шри Индравармане, стал усиливаться индуизм вишнуитской формы, что было вызвано падением власти Кушан в Индии. В это время в стране идет интенсивное храмовое строительство и развивается литературное творчество.

В начале VI в. при правлении Джаявармана (до 480-514) и его сыне Рудравармане (514-550) БапноМ объединился с еще одним кхмерским государством - Камбуджа (кит.Ченла) в бассейне р. Мун, восходящем к отцу-основателю - Камбу Сваямбху. Но в результате дворцовых интриг Лунной и Солнечной династий Бапном распадается на два государства с двумя столицами: в Вьядхапуре стали править сторонники Гунавармана (брата Рудравармана), а в новой столице Ангкор Борее - Бхававарман I (550-600).

Около 600 г. власть в Камбудже перешла к Читрасене (полководцу Бхававармана), который стал править под именем Махендраварман (600-615). Сын последнего Ишанаварман I (615-635) основал новую столицу Ишанапуру, объединил всю страну и вывел ее из состояния раздробленности. В это время, т.е. в VII в., также продолжается строительство храмов, ашрамов и буддийских монастырей-вихар.

При Бхававармане II (635-655), когда окончательно сложился пышный религиозно-светский культ дэвараджи-божественного царя, носившего также титул чакравартина (владыка вселенной) кхмерское общество перешло к культу Шивы. Его сын Джаяварман I (655-681) продолжил политику отца, распространение более агрессивного шиваизма привело к значительному сокращению числа приверженцев буддизма, хотя и не вытеснило его.

В начале VIII в. при царице Джайядэви (681-713) империя распалась. Затем страна объединилась в два государства: Камбуджа Земли и Камбуджа Воды.

В конце VIII в. - начале IX вв. на месте бывшего государства Бапном вокруг озера Тонлесап началось образование одного из величайших государств Азии - Камбуджадеши (Ангкорская империя) с новой столицей Яшодхарапурой или Ангкором. Объединили страну Джаяварман II (802 - 854) и Джаяварман III (854 - 877). При них началось восстановление буддийских монастырей и храмов в центре страны и на периферии. Буддийские бхикшу занимали видные места в обществе, хотя в стране процветал культ царя-бога.

При Индравармане I (877-889), Яшовармане I (889-912), Харшавармане I (912-922) и Ишанавармане II (922 925) продолжалось усиление империи.

При Раджендравармане II (944-968) центральная власть состояла из индуистского и буддийского духовенства. Была учреждена должность раджа-гуру. Однако до полного завершения объединения в государственном и духовном смысле было еще далеко, поэтому отдельные правители страны пытались коренным образом изменить политику. Так Джайявираварман I (1002-1011) и его шиваитское окружение вели борьбу с буддийским правителем Сурьяварманом I. В 1006 г. Сурьяварман одержал победу и захватил Ангкор. И несмотря на то, что он был буддистом, он сохранил культ дэва-раджи и права шиваистской аристократии, хотя и поощрял более вишнуизм, терпимо относящийся к махаянскому буддизму, распространенному в то время в Камбуджадеше. Сурьяварман I совершил ряд успешных походов на запад, что имело важные последствия для дальнейшей судьбы страны. Так, одним из завоеванных государств было монское государство Лаво, где был распространен буддизм хинаяны.

После смерти Сурьявармана I его преемники попытались было отойти от его политики и начали вновь укреплять лишь шиваитское окружение. Однако нашлись сторонники покойного императора, которые призывали к отправлению объединенного культа Будды-Шивы. Началась длительная борьба между этими партиями, закончившаяся убийством буддийского императора Дхараниндравармана1 (1107 - 1112). Тем не менее это не привело к победе шиваизма.

Наследник трона Сурьяварман II (1113-1150) уже был вишнуитом и продолжал сближать индуизм с буддизмом. При нем продолжали строиться пышные и великолепные храмы. Одним из таких святилищ был Ангкор-Ват, построенный при Сурьявармане II (1113-1150), ставший его усыпальницей. Именно по названию этого гигантского (65 м высоты) храма страна получила назвние Ангкорской империи.

Преемником Сурьявармана II стал буддист Дхараниндраварман II (1150-1160), при котором резко возросла роль буддизма. Однако преемники опять не стали поддерживать его линию, пока на престол не взошел Джайяварман VII (1177 - 1220), чье длительное правление открыло новый период в истории страны. Длительное время (до XIVв.) индуизм соседствовал с буддизмом, но при Джаявармане VII последний стал преобладающим. При нем был осуществлен переход кхмеров от индуизма к буддизму. Культ дэва-раджи был переведен на основу махаянского буддизма и стал называться Будда-раджа. Император построил новый священный город Ангкор-Тхом с храмом Байон, который украсили огромными каменными ликами Авалокитешвары с лицом царя. Эти величественные каменные дворцы, храмовые комплексы, такие, как Та Пром, Бантей Кдей и др., аллеи из каменных нагов до сих пор поражают воображение. Были выставлены каменные стеллы с надписями, излагавшими буддийскую доктрину государства, где на первое место выдвигалась забота монарха о своем народе.

К концу своего правления Джайяварман VII проникся соображениями в пользу буддизма тхеравады и послал своего сына учиться на Цейлон. При его преемниках был осуществлен постепенный переход к тхераваде, и в 1327 г. император Джаяварман Парамешвара утвердил буддизм тхеравады в качестве государственной религии, которая сохранилась до настоящего времени. Преемники Джайявармана VII проводили его политику. При Индравармане III (1295-1307) буддизм тхеравады стал господствующим направлением в стране, а индуизм ушел на периферию. Официальным языком стал пали - священный язык тхеравады, сменивший санскрит.

С XIX в. в кхмерском буддизме существуют две школы - Моханикай и Дхаммаютика-никайя. В 1954-1975 гг. буддизм был отделен от государства, но сотрудничество Сангхи и государства не прекращалось.

После 1975 года кровавый режим Пол Пота-Иенг Сари нанес губительный удар по стране и по буддизму, в частности. Две трети населения были уничтожены, и в первую очередь пострадала буддийская Сангха. Монастыри и культовые ценности были разрушены.

После прихода к власти подлинно народного правительства, выяснилось, что из всей 80-тысячной камбоджийской (кхмерской) Сангхи в живых осталось только 5 человек, способных передать Учение. Сейчас буддизм в Камбодже возрожден.


Как и в соседней Бирме, высокие и величественные ступы (пранеди) украшают города и веси Таиланда, в том числе оставшиеся еще после Аютии, а также роскошные по убранству и архитектуре храмы (ваты), главным из которых является Ват-Пракео — Храм Изумрудного Будды в Бангкоке. Сейчас в стране насчитывается более 20 000 храмов (ватов), 25 ooo монастырей, около 200 000 монахов (бикху) и более 100 000 послушников (саманера). Также имеется около 10 000 монахинь (бикуни).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека