Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Бирма-Мьянма

В древности население Бирмы, принадлежащее к тибето-китайской семье народов, спустилось с гор Южного Китая в бассейн реки Иравади. Несмотря на то, что народности Бирмы меньше подверглись индианизации, чем другие страны Индокитая, все же, к VI в. на ее территории под индийским влиянием возникло государство народа пью, с названием Шрикшетра ("Благословенная Страна").

После падения Шрикшетры в IX в., пью исчезают со сцены и на их место встают собственно бирманцы-мранма или мьянма, очень близкие по языку к тибетцам. В XI в. было образовано государство Паган, царь которого Ануратта (1044-1077) утвердил буддизм тхеравады, который с этого времени ведет свою историю в Бирме. Первоначально в Пагане махаяна сосуществовала с хинаяной, а также с индуизмом, тхеравада в качестве "чистого буддизма" окончательно укрепилась в Бирме в XII в. (с 1057 г.) в результате проповеди Шина Арахана-монского бхикшу, получившего образование на Цейлоне, который обрушил свой и императора Анурудхи гнев на так называемых "ари (аранов)", которые, видимо, допускали какие-то махаянские или тантрийские практики. До XIX в. в Бирме существовали и брахманы. В Паганский период началось широкое строительство монастырей, храмов и ступ, самой высокой и знаменитой из которых является ступа Шведагон в Рангуне, покрытая чистым листовым золотом и являющаяся главной национальной святыней. Паган пал от монголов в XIII в.

Будды. Кирпич. Штукатурка. Пегу

В период наступившей смуты и безвременья XIV-XV вв. север Бирмы пребывал в раздробленности, а на юге образовалось независимое государство монов Раваннадеса, в котором усилилась сингальская школа Маха-вихара. В XVI в. была образована Бирманская империя, в которой наследовала династия Конбаунов (1752-1885). Все это время отдельные князья и монархи покровительствовали буддизму, хотя пышный двор содержался усилиями брахманов, регулярно приглашавшихся из Индии.

В конце XIX в Бирма подпала под колониальную зависимость от Великобритании. Однако, с одной стороны, англичане также "покровительствовали" Сангхе, с другой стороны - сама Сангха принимала участие в сопротивлении колонизаторам. В 1871 году в Мандалае ("Собрание сокровищ") - втором по величине городе и духовном центре страны, был созван V буддийский Собор, на котором 3400 бхикшу предприняли беспрецедентную акцию-сверку всего Палийского канона (это более 50 томов по 500 страниц каждый), устранение ошибок и разночтений, накопившихся за тысячелетия. Преодолев сектантские разногласия между сингальскими и бирманскими школами, Собор выполнил поставленную задачу: отредактированный текст канона был выбит на 729 мраморных стеллах. Для каждой плиты был выстроен отдельный миниатюрный островерхий белый храмик. Их выставили стройными рядами в особом парке Мандалая, ставшем каменным городом-библиотекой - Кутудо. В другом парке Сандамани были выставлены аналогичные плиты с комментариями к канону.

После провозглашения независимости в 1948 г. в Бирме неоднократно предпринимались попытки превращения страны в "буддийское государство". В 1956 г. в Мандалае в честь 2500-летия буддизма был проведен Собор буддийских бхикшу со всех стран, исповедующих тхераваду. Правительством У Ну была создана искусственная пещера на 10 000 мест, представлявшая память о пещере, где впервые был созван I Собор (в Раджагрихе). Собор консолидировал буддийские силы страны. В бирманской Сангхе также есть школы - это Тудхамма, Шведжин и Двара (Дутия), которые незначительно отличаются друг от друга по вопросам Винаи. Сейчас в Бирме около 17 000 храмов, 5 000 монастырей, свыше 25 000 монахов (поунджи).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека