Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ЦЕЙЛОН И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. Цейлон.

Большинство буддийского населения Цейлона (Кирана) - сингалы, меньшинство - индуисты-тамилы, которые называют остров Шри Ланка. Буддизм на Цейлоне начал распространяться с III в. до н. э., так же, как и в Индии, потеснив местный брахманизм. По преданию, его проповедь началась с деятельности Сангхамитры и Махендры (Махинда) - двоюродных брата и сестры императора Ашоки Маурья, которые в 247 г. до н. э. с саженцем древа Бодхи и другими реликвиями высадились на берегу Ланки. В этом же году царь Тисса официально принимает буддизм.

В городе Анурадхапуре была построена первая дагоба (ступа). Оплотом тхеравады стал монастырь Махавихара, который на протяжении всей истории играл видную роль. Именно в этом монастыре была написана сингальская хроника "Махавамса", в которой отражена история острова со времен прихода сюда индо-ариев и до 362 года.

Во II в. до н. э. тамилы индийской династии Чола захватили Анурадхапур и 45 лет подавляли буддизм. Но принц Дуттхагамани освободил город и стал править в нем, всячески покровительствуя Сангхе. При нем было построено множество культовых сооружений, монастырей и ступ, в том числе дагоба Руванвели, одна из самых почитаемых до сих пор. Был построен знаменитый скальный монастырь Исурумуния. В 150 году до н. э. насчитывалось 150 000 монахов и священнослужителей.

Храм Нагайон. Бирма.

В первых веках н. э. на Цейлоне обостряется борьба между тхеравадой и махаяной, которая в древности также проникла на остров. При царе Ваттагаманиабхая (29-17 гг. до н. э.) был построен монастырь Абхаягири, котрый стал оплотом буддийской оппозиции, главным соперником которой был монастырь Махавихара. В III в. н. э. махаянская оппозиция стала называться ветульявада или ветуллавада, поскольку свои аргументы они обосновывали "Ветулья-сутрой". При царе Махасене (334-362) и его преемниках махаяна стала пользоваться поддержкой, а буддийские монастыри получили землю. А при царе Силакале (524-537) - выходце из монахов - махаяна и вовсе широко распространилась и даже проникла в культовую практику тхеравады. В это время на Цейлоне жил великий Буддхагхоша, автор цейлонского буддизма, написавший известное сочинение "Висуддхимагга" (ок. 400 г.).

В период правления двух сингальских царей - Сены I и Сены II (IX в.) - махаяна также пользовалась поддержкой. Широкое распространение получили махаянские и тантрийские школы Ваджрапарвата и Ваджириявада. Последняя

отличалась тем, что заменила буддийские Три Драгоценности на иные "три драгоценности": женщина, вино и любовь. Они сняли с себя желтые одеяния бхикшу и обрядились в синие тоги. С другой стороны возникла школа Памсукулика, призывавшая к суровому аскетизму.

Однако в X в. остров был снова захвачен тамилами, которые перенесли столицу в г. Полоннарува и правили страной с 993 по 1070 гг. Когда сингальский царь Виджаябаху I освободил Цейлон, он стал покровительствовать только тхераваде, и с этого времени махаяна постепенно пришла в упадок, поскольку с континента больше не приезжало проповедников. Рост тхеравады привел к тому, что в XV - XVI вв. бхикшу стран Индокитая приезжали на Цейлон за высшими посвящениями.

В XVII в. Цейлон захватывается португальцами, а затем голландцами. И те, и другие разрушали буддизм всеми возможный способами: первые свирепостью, вторые подкупом. Целые области обезлюдели, буддисты нашли приют в южной части острова, где образовалось государство Канди.

Правители Канди, будучи тамилами и лишь номинально буддистами, сначала вели борьбу против Дхармы. Так, при Раджа Сингхе I (1586-1592) большое число бхикшу формально перешло в индуизм. Однако при царе Кирти Шри (1747-1780) Дхарма была вновь возрождена с целью противодействия христианизации острова со стороны колонизаторов. Были даже объединены совместные с индуистами празднества. Один из деятелей сингальского буддизма, реформатор Веливита Сарананкара (1698 -1778) много сделал для возрождения Буддиской Сангхи. Были осуществлены переводы на сингальский с пали буддийской литературы, отремонтированы и построены монастыри. Сарананкара ратовал за просвещение народа. При содействии Кирти Шри Сарананкара был избран главой всей Сангхи.

В 1753 г. поскольку для осуществления программы бхикшу не хватало, то из Сиама были приглашены монахи, которые провели церемонию упасампада (посвящение в монахи) для большого количества людей. Так образовалась школа Сиамникая, которая впоследствии стала работать на разъединение буддистов, поскольку ее членами становились только представители высших каст (в отличие от стран Индокитая на Цейлоне, существовала индийская кастовая система).

В XIX в. на остров пришли англичане. Для противодействия Сиамникае были отправлены группы монахов в Бирму, где они получили соответствующие посвящения. Таким образом возникли еще две школы - Амарапура и Раманна, а те в свою очередь имеют до 20 полушкол. Несмотря на то, что для вступления в эти школы не было никаких ограничений, как и было заповедано Буддой, все же и они пополнялись за счет только определенных каст. Поэтому цейлонский буддизм в противовес заповедям Будды оказался в определенной мере хранителем каст.

В конце XIX в. усилилась освободительное и реформаторское движение в стране, лидерами которого были видные представители обоих школ, такие как М. Гунананда, Шри Сумангала и Анагарика Дхармапала. Они выступали против христианского засилья, против миссионерских школ. Было организовано издание газет на сингальском, проводились диспуты с христианскими богословами, по всей стране собирались средства для буддийских школ. На первом этапе буддистам помогло основанное Г. Олькоттом Теософское общество в Коломбо, однако оно охладело к ним после выдвижения последними политических, но конституционно обусловленных, требований. В 1880 г. в г. Галле встретились представители цейлонских школ (Амарапура и Сиамникая), и был создан Комитет защиты буддизма.

Таким цейлонский буддизм встретил и независимость страны. В Сангхе нет единого центра, три школы более-менее мирно сосуществуют, более 100 монастырей владеют большим количеством земли, многие из них представляют собой государство в государстве, они не платят налогов и пользуются многими льготами, которые они получили еще во времена сингальских царей.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека