Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Монастыри «дубда»
Монастыри для групповых отшельников.
Дубда как для групповых, так и для одиночных отшельников, носит еще название "ритод", что значит "горная пещера". Ритоды для групповых отшельников представляют собой миниатюрные горные скиты с маленькими домиками-кельями монахов и с одним маленьким храмом в середине. Эти миниатюрные монастыри, ритоды, строятся обычно в горных трущобах, вблизи горных ручьев, на высоких склонах гор, на труднодоступных скалах. В таких случаях отвесные скалы обрубаются, выравниваются и служат общей задней стеной келий и храма монастыря. Для сообщения с внешним миром прокладываются горные тропинки, спускающиеся к долинам и водным источникам, откуда монахи достают воду. Каждая келья имеет маленький дворик и устроена для вполне самостоятельной жизни монаха. Внутренность келий одних монастырей имеет весьма убогое, простое устройство, а кельи других монастырей имеют вполне благоустроенный для жизни вид. В некоторых монастырях гэгэны-перерожденцы имеют свои собственные кельи. В этом случае гэгэнские кельи представляют роскошные домики со всеми удобствами для комфортабельной жизни. Подобные кельи больше всего имеют значение дачных мест для временных отдыхов, чтений и учебно-литературных занятий.
Число монахов в монастырях-ритодах обыкновенно бывает весьма незначительное, не превышающее одного или нескольких десятков лиц, так как действительных охотников подвижнической жизни находится не много. Кроме постоянных жителей-отшельников в свободных кельях этих монастырей могут временно проживать и всякие духовные лица, желающие пользоваться отдыхом в тиши отшельнического скита.
Ритоды основываются и строятся по инициативе каких-нибудь высоких лам или знаменитых подвижников. Все кельи и храм являются собственностью общины отшельников данного ритода. Поэтому ремонт келий и храма производится за счет общины. Каждый ритод имеет свое монастырское самоуправление, но находится в некоторой зависимости от ближнего монастыря-университета.
Отшельники ежедневно собираются в храме по звуку "ганди" (отделанный брус кипарисового дерева с колотушкой, служащий вместо призывного колокола) для совершения установленных служб. В свободное от этих служб время отшельники проводят жизнь в своих кельях и занимаются созерцательной практикой или чтением религиозных книг.
Отшельники в тибетских ритодах живут чрезвычайно скромно и бедно, и многие из них питаются поджаренной мукой (цзампой) да водой. Но есть более зажиточные и даже богатые ритоды. В таких случаях ритод владеет целым стадом коров, особый эконом из мирян их доит и готовит для отшельников разные молочные продукты. Отшельники в ритодах в принципе не должны иметь личной собственности, но в бедных ритодах они обычно бывают вынуждены иметь необходимую провизию.
В общем пользование личной собственностью ограничивается скромными пределами, а именно: необходимой одеждой, постелью и провизией. Старейшина общины отшельников называется, подревней традиции, "найданом" (санск. Стхавира, старший монах). Отшельники имеют в большинстве случаев монашеские одеяния, по древнему обычаю, желтого цвета. И можно сказать, что общинный строй жизни монастырей-ритодов весьма близко напоминает общину древнебуддийских или современных цейлонских монахов.
Скиты для одиночных отшельников
В Тибете величина и количество буддийских монастырей, также, как и количество монахов и монахинь, достигли своего пика в конце 1950-х годов, когда внезапно все закончилось большой трагедией в истории тибетского буддизма. Начиная с 1959 года, буддизм в Тибете был почти полностью уничтожен руками китайских коммунистов.
Однако с конца 1970-х годов, когда политические течения в Китае несколько изменились, многие религиозные институты в Тибете начали подниматься из руин и ограниченное число монахов и монахинь прошли регистрацию. К примеру, согласно докладу монастыря Брайбунг, в котором до 1959 года было 7700-10 000 монахов, теперь насчитывается около 600 монахов, но полной информации о множестве религиозных институтов, которые начали восстанавливаться, и о количестве зарегистрированных монахов и монахинь еще Около 100 000 беженцев из Тибета, которые находятся в изгнании, в основном в Индии, Непале и Бутане, как только могут сохраняют и распространяют буддизм и свою традиционную культуру.
Традиция Гелук, равно как и другие школы тибетского буддизма, также выжила и успешно развивается в условиях изгнания. Основные Гелукпинские монастыри Сера, Брайбунг, Гандан и Таши Лхунпо, а также тантрийская школа Гьюдмад восстановлены уже в изгнании и разместились в различных тибетских поселениях в разных индийских штатах, например, в Карнатаке. Школа Гьюдмад в настоящее время находится в индийском городке Бомдила в штате Аруначал Прадеш.
Таким образом, индийский буддизм, но теперь уже под названием тибетского буддизма, вернулся обратно на родину, в Индию, туда, откуда его вынудили уйти в VIII - XII веках за Гималаи.
Школа Римей
Направление Римей было последним буддийским движением в Тибете, которое, так и не став формальной школой, тем не менее имеет многих сторонников среди представителей почти всех тибетских школ, особенно Кагью, Карма и Нингмапа. Основателями движения был Джамьян Шенце Вангпо и Контрул Жамгон Великий в конце XIX в. Они выдвинули тезисы об идейной и практической общности всех школ, призывали выходить за пределы школьных ограничений и предлагали практиковать все методы тибетского буддизма, не различая принадлежности той или иной духовной практики к определенной тибетской традиции, старой или новой. Определенный вес это направление имеет и сейчас, поэтому за пределам Тибета учреждаются центры Дхармы в духе Римей.