Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Монастыри Гелукпа

Гелукпа строили огромнейшие монастырские учреждения во многих частях Тибета. Один из главных монастырей школы Гелук в Тибете, монастырь Гандан, был основан самим Цзонхавой в 1409 году и позднее разделился на два учебных центра: Шарце и Янгце.

Помимо монастыря Галдан, последователи школы Гелукпа основали в Центральном Тибете такие крупные монастыри, как Брайбун (1416 г.), Сэра (1419 г.) и Ташилхунпо (1447 г.), а в Восточном Тибете - Лабран и Гумбум. В этих монастырях впервые были открыты факультеты (дацаны) для изучения буддийской философии (цаннид).

В 1416 году Жамьян Чойдже Таши Палден основал монастырь Брайбун (Дрепунг). Первоначально он состоял из семи отделений, но позднее, в результате слияния, остались лишь четыре из них: Лосалин, Гоман, Деян и Агпа. К настоящему же времени сохранилось лишь два учебных центра - Брайбунг и Гоман.

Другой духовный сын Цзонхавы, Джамчен Чойдже Шакья Ешей основал в 1419 году монастырь Сэра ("Ограда из роз"). Этот монастырь первоначально также имел пять учебных центров, которые позднее слились, образовав два: Сэра Чжепа и Сэра Мад-па.

Гьялва Гендун Дуб, Первый Далай-лама, основал в 1447 году в Шигацзе монастырь Таши Лхунпо ("Гора Благоденствия"), который впоследствии стал резиденцией Панчен-лам. Первоначально при нем было четыре учебных центра.

Все эти три великих монастыря расположены в центральной провинции Уй (dBus) и сокращенно называются Сэн-бра-гэ-сум, то есть: Сэра, Брайбун и Галдан, которые считались первыми по величине и значению монастырями не только Гелукпа, но и всего Тибета.

Монастырь Сэра. Название означает "Ограда из роз". Как упоминалось, этот монастырь был построен учеником Цзонхавы Чамчен Чойдже, в 1419 г. Он расположен в двух километрах к северу от Лхасы, и рассчитан для жизни 7000 монахов. В этом монастыре находятся два цаннидских (философских) факультета, Сэраджепа и Сэра-мад-па, и один тантрийский факультет - Агпа-дацан. На этих двух фа-культетах приняты в качестве толковательных учебников сочинения СэраЧжебзун Чойки-Гьялцана (1469-1546) и других лам. Сэра знаменит ритодами, то есть отшельническими кельями, находящимися вокруг него.

Монастырь Брайбун или Дрепунг. Название обозначает "Куча плодов". Этот монастырь был построен учеником Цзонхавы, Джамьянг Чойдже, в 1416 г. Он расположен на расстоянии 15 километров на северо-запад от Лхасы и рассчитан для пребывания 9000 монахов. Он имеет три отделения для изучения сутры и одно отделение для изучения и практики тантры.

Брайбун является самым большим монастырем в Тибете. Здесь три факультета Цаннид: Гоман, Лосалин и Деян и один тантрийский факультет - Акпа-дацан. В Гомане приняты комментарии "Игча" ламы Жамьян-шадбы (1648-1722), основателя Амдоского монастыря Лабран; в Лосалине приняты учебники-комментарии ламы Ванчен Соднам-Дагпы (1478-1554), а в Дэяне учебники V Далай-ламы (1617-1682). Брайбун знаменит своими прорицателями-чойджонами.

Монастырь Галдан. Этот монастырь был построен самим Цзонхавой в 1409г. Его название означает "Тушита" или "Радостные небеса". Он расположен в 48 км от Лхасы и являлся местом жительства для 4000 монахов. Он имеет два главных отделения или дацана для изучения сутры и тантры.

Основанием Галдана Цзонхава положил начало своей школе и дал образец всем монастырям. В нем около 2 тысяч монахов. Здесь два факультета Цаннид: Ярдзэ и Шардзэ. На этих факультетах приняты в качестве комментаторских книг соответствующие сочинения Цзонхавы и некоторых его учеников. Настоятели Галдана ведут свою преемственность от самого первого. Настоятели Галдана называются "Галдан сэрти-па", то есть "Галданские золотопрестольные". На эту должность на шесть лет избирают заслуженных лам из двух странствующих лхасских тантрийских факультетов - Гьюдмад и Гьюддот-дацана. И если, как обычно, настоятели большинства монастырей бывают из высоких перерожденцев, то здесь, наоборот, в настоятели избираются исключительно простые ламы и исключительно по их заслугам. Галдан замечателен реликвиями, в числе которых числятся останки самого Ламы Цзонхавы.

Монастырь Таши Лхунпо. Этот мо-настырь был построен Панчен Гедундубом, первым Далай-ламой в 1447 г. в провинции Цзан. Название означает "Гора Благ". Монастырь находится на правом берегу реки Цзанг-чу (Брахмапутры), километрах 300 к западу от Лхасы. В нем есть места для 4000 монахов, три отделения для изучения сутры и один для тантры. Это было местом Далай-ламы до тех пор, пока первый Панчен Лама не стал главой этого монастыря. Первый Панчен Лама, Лобзанг Чокьи Гьялцен (1570 - 1662) был одним из величайших ученых Гелукпа, также он был учителем пятого Далай-ламы. С тех пор, этот монастырь является местом Панчен Ламы, который, в отличие от Далай Ламы, являлся духовным владыкой Тибета и считался воплощением Будды Амитабхи.

В нем три цаннидских факультета - Джандзэ, Шардзэ и Килкан - и один тантрийский факультет - Акпа-дацан. В цаннидских факультетах монастыря были приняты в качестве учебников сочинения Гендун-Дуба и других цзанских лам.

Таши-лхунпо по своему значению стоит наряду с монастырями Сэра, Брайбун и Галдан. Эти четыре монастыря являются самыми важными и крупными монастырями школы Гелукпа.

Монастырь Лабран. Основан в 1709 г. знаменитым амдоским ученым и писателем, ламой Жамьян-шадба Агван-Дзондуем (1648 - 1722). В нем около 3 тысяч монахов и имеются факультеты: цанниддацан (факультет философии), гыод-дацан (факультет тантры), дуйнкор-дацан (факультет Калачакры), жэдор-дацан (фа-культет тантрийской системы Хэваджры) и манба-дацан (факультет медицины). Монастырь стоит на берегу речки Сан-чу, притока реки Лучу, правого притока реки Хуан-хэ. Лабран славится своей образцовой школой цаннида, благоустроенностью жизни и дисциплиной своих монахов. В этом отношении Лабран представляет один из лучших современных монастырей школы Гелукпа. Лабран как центр буддизма пользуется исключительным влиянием среди монголов и бурят. Главную массу населения монастыря составляют местные тангутские уроженцы. Меньшинство составляют монголы и буряты в количестве нескольких сотен человек. Из них буряты составляют несколько десятков монахов; число их по временам доходит до ста. Лабран в числе многих амдоских монас-тырей (Гумбума, Гонлуна, Чубзана, Чачуна, Джонэ и других) часто посещали путешественники.

Монастырь Гумбум. Как и Лабран, монастырь расположен в провинции Амдо на северо-востоке Тибета, на месте рождения Ламы Цзонхавы, недалеко от китайского города Синина. Его название переводится как "100 000 Будд". Он был построен в 1583 г. по совету и с благословения третьего Далай Ламы Соднам-гьяцо (1543 - 1588), и является местом пребывания для 3700 монахов. Здесь три дацана-факультета: одно из отделений медицинское, а другие два для изучения и практики сутры и тантры. Главная достопримечательность монастыря - это большой субурган-ступа "Сэрдун-чемо", находящийся внутри красивого храма. Этот субурган, по преданию, сооружен на том месте, где родился Цзонхава. На месте его рождения выросло священное дерево со 100 000 самородными изображениями Будды Сэнгэ-Нгаро, в образе которого Цзонхава придет на Землю в качестве учительствующего Будды. От этого дерева монастырь и получил свое название "Гумбум", что значит "сто тысяч изображений". В Гумбуме живут перерожденцы отца и матери Цзонхавы - Аджа-гэгэн, Шинса-гэгэн и многие другие. Монахи Гумбума состоят из чахаров, тангутов и монголов.

Вышеперечисленные монастыри являются самыми значительными и известными центрами Гелукпа. Помимо них есть множество других монастырей, выделяющихся теми или иными особенностями и достопримечательностями. К ним прежде всего принадлежат два школьных центра (так называемые Верхний и Нижний) по изучению тантризма:

Гьюд-мад Дацан (Нижний). Этот монастырский образовательный Центр для обучения низшим тантрам находится в Лхасе и был основан Шейраб Сэнге, учеником Цзонхавы, в 1440 г. Он рассчитан на 500 тантристов-бхикшу.

Гьюд-тод Дацан (Верхний). Этот монастырский колледж для обучения высшим тантрам был основан Кунга Дон-дубом, учеником Шейраб Сэнге, в 1474 г. Этот образовательный центр рассчитан на 900 тантристов-бхикшу.

Из множества других центров стоит указать еще несколько достаточно известных монастырей, из которых вышли многие выдающиеся подвижники, писатели и святые школы Гелугпа.

Монастырь Таши Гоманг. Этот монастырь был построен в 1710 году Джамьянг Жедпа Нгангванг Цондру (1648-1721), учеником пятого Далай-ламы. Он расположен в провинции Амдо на северо-востоке Тибета, и является местом пребывания для 3700 монахов. Многие великие ученые вышли из этого монастыря, например, такие, как Гонгтанг Данбий Донмэ. Монастырь имеет четыре отделения: один для сутры, два для тантры и один для медицины.

Монастырь Чабдо. Этот монастырь расположен в провинции Кхам, в восточном Тибете. Его построил ученик Цзонхавы Чамчен Чодже в 1437г.

Монастырь Гонлун. Основан в 1604 г. и находится к северо-востоку от г. Синина. В нем около 1000 монахов. Этот монастырь известен как бывшее местопребывание многих знаменитых лам-писателей: первых Чжанчжа-хутухт, Туган ЧойджиНимы (1737-1802), автора весьма ценного сочинения "Истории тибетских школ", Сумба-Кхампы и других лам.

Монастырь Чачун. Старинный монастырь, стоит на правом берегу реки Хуан-хэ. В этом монастыре Цзонхава получил свое первоначальное духовное воспитание под руководством ламы Дондуп-Ринпоче. Чачун является резиденцией этого ламы.

Монастырь Сэрког. Основан в 1649 г. ламой Цзамбу Номун-ханом, 1-м Миндолхутухтой. Один из больших монастырей Амдо и славился прежде своей знаменитой школой тибетской медицины.

В период их наивысшего расцвета в каждом из высших монастырских учебных заведений - Гандане, Брайбуне и Сера - обучалось более пяти тысяч монахов, а в каждой из тантрийских школ по пятьсот студентов. Молодые люди из всех трех районов Тибета прибывали в эти монастырские учебные центры для получения образования и духовной подготовки.

Традиция Гелугпа всегда делала особый упор на высокие моральные качества и строгую монашескую дисциплину как на основу для религиозного образования и практики. В результате большинство лам этой школы являются монахами, а наставник-мирянин является здесь редкостью. Кроме того, в традиции Гелугпа теоретическое формальное обучение считается необходимым предварительным условием для медитативной практики, а поэтому как сутра, так и тантра подвергаются здесь подробному логическому анализу посредством диалектических диспутов.

Как правило, обучение студентов проходит по следующим направлениям: теория Совершенствования (Праджняпарамита), философия Срединного пути (Мадхьямика), гносеология (теория познания), феноменология (Абхидхарма, или метафизика) и монастырская дисциплина (Виная). Основой обучения являются индийские классические тексты, а также комментарии на них, составленные индийскими и тибетскими авторами. Набор таких текстов зачастую бывает специфичен для каждого учебного заведения. Курс обучения обычно занимает от пятнадцати до двадцати лет. По окончании учебы монах получает одну из трех степеней звания геше (доктор буддийской философии): дорампа, цогрампа и лхарампа. Наивысшей степенью является геше лхарам-па.

Геше может поступить по желанию в одну из тантрийских школ, чтобы дополнить свое обучение изучением тантры, а может отправиться в один из монастырей в качестве наставника или же удалиться в затворничество для интенсивной медитативной практики. Монах, прошедший полный курс обучения и получивший звание геше, считается авторитетным духовным наставником, достойным всяческого уважения и почитания.

Ввиду сложившейся исторической ситуации последователи школ тибетского буддизма большую часть своей интеллектуально-созерцательной жизни проводили в монастырях, которые являются отражением всей духовной жизни той или иной школы. Монастыри, храмы со всеми их убранствами сами по себе являются идеальными музеями; книжные богатства-библиотеки - представляют собой кладовые мудрости и, наконец, самое главное: сама монастырская жизнь со всеми ее явлениями и монастырские жители - монахи, живые люди, с которыми можно близко сойтись и познакомиться, которые могут дать ищущему то, чего не смогут дать ему никакие музеи, библиотеки и кабинетные работы ученого.

Жизнь монастырей

Что касается значения этих монастырей для жизни верующих, то следует сказать, что они являются основными культурными центрами Тибета и окрестностей, где люди ведут оседлую жизнь, могут обмениваться своими мыслями и чувствами, обучаться грамоте и проходят разные ступени умственного развития. Кроме этого, монастыри не всегда являются замкнутыми, открытыми для одних лишь духовных людей учреждениями. В монастырях Гелукпы живут временно и миряне разных возрастов, обучаясь частным путем родной грамоте и правилам Дхармы под руководством образованных лам. В монастырях же других школ жизнь мирян ничем не стеснена.

В истории тибетского буддизма тибетские женщины играли весьма видную роль, например, основательницей широко распространенной школы Шижедба была женщина Мачик Лабдрон, а муж одной йогини был известен лишь потому, что его жена прославилась своими йогическими подвигами на всю страну, поэтому есть и женские монастыри. В настоящее время в Тибете нередко встречаются перерождения святых женщин. Но монашество среди женщин не получило большого развития. В настоящее время женские монастыри в Тибете встречаются очень редко, и лишь у школы Гелукпа. При этом женские монастыри находятся в зависимом положении от мужских монастырей. Часто женщины посвящаются в монахини главным образом на склоне жизни, не уходя из круга своей семьи и не изменяя образа жизни, кроме перемены костюма и бритья головы.

Монастыри школы Гелукпа по своим уставам и быту по существу мало отличаются друг от друга. Разница бывает, главным образом, во внешней архитектуре храмов и монашеских жилищ и в племенном и языковом составе монахов.

Следует заметить, что почти все более или менее значительные монастыри обоих типов, включая сюда одиночные кельи знаменитых подвижников, имеют обширную литературу на тибетском языке, посвященную их описанию и истории.

Структура монастырей

Основные различия монастырей школьного и отшельнического типов таковы.

Первый тип монастырей имеет по своему назначению образовательно-школьный характер и носит название шад-да.

Второй тип имеет своим назначением школу созерцания и называется дуб-да.

Первый тип представляет подготовительную ступень для второго. В первом живут и дети школьного возраста, а во втором - исключительно взрослые. Во втором живут монахи, которые получили подготовку к созерцательной подвижнической жизни или путем прохождения образования в монастыре шад-да. или частным домашним путем под руководством духовных наставников.

Вследствие этого монастыри шад-да всегда обширны и многолюдны. Жизнь в этих монастырях не так строго ограничена, в них живут люди различных положений, состояний, наклонностей и привычек и пользуются сравнительной свободой жизни и нравов. В них живут люди по большей части не по призванию, а по причине случайностей и превратностей жизни. В монастырях же дубда живут вполне определившиеся люди с определенным призванием. Поэтому монастыри дуб-да по размеру незначительны и малолюдны. Жизнь в этих монастырях строго монашеская.

Первый тип монастырей является преемственным типом индийских монастырей-университетов. Второй же тип представляет старинный коммунальный тип монастырей индийского буддизма. Действительно, в монастырях дуб-да секты Гелукпа преобладает общинная жизнь, напоминающая общинную жизнь древне-индийских или современных цейлонских монахов.

Школы Нингмапа, Кадампа и Кагьюдпа имели монастыри исключительно от-шельнического типа "дубда", то есть одиночные кельи или маленькие монастыри (ритоды) для одиночных или групповых отшельников. У остальных школ - Сакьяпа, Чжонанпа и Гелукпа - были монастыри обоих типов. Школьный тип монастырей "шадда" был основан в Тибете, вероятно, в XIII в., по образцу индийских монастырей-университетов школой Сакьяпа, от которой этот тип был заим-ствован Чжонанпа и Гелукпа.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека