Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Школа Чжонанпы
Его великий ученик, Долпо Шейраб Гьялцхен (1292-1361), стал знаменитым ученым своего времени. Он проповедовал философию Парашуньяты (Жан-тонг) в таких текстах, как Ричой Эйдон Гьямцхо, то есть "Книге для горных отшельников, называемой Море Истинного Смысла (учения)" и Кабду Шива - "Четыре сжатых изложения", что являлось чисто тибетским вкладом в развитие философии Мадхьямики (сватантрики).
В соответствии с его учением, универсальная Основа всего (кун-ши) имеет два аспекта: Мудрость (джняна) и восприятие. Мудрость является абсолютной истиной,природой Будды, которая реальна, чиста, постоянна и пребывает во всех живых существах. Но из-за иллюзий восприятия это неизменное, чистое, естественное состояние затемняется. Посредством практики "Шести Йог", изучаемой школой Ижонанпай, омрачения восприятия устраняются и достигается абсолютное состояние.
Последователи этой школы в изучении и практике, в основном, опирались на Татхагатагарбха сутру (Поучение о сердце-вместилище Будды) и работы Долпо Шераб Гьялцхена. Его наиболее известными учениками были Сазанг Мати Ринчен и Потонг Чоглэй Намгьял (1360-1386). В последующие столетия, Кунга Тролчог и Таранатха (1575-?) были великими учителями и учеными этой линии.
Эта оппозиционная (в основном 1елукпе) школа до сих пор еще бытует в некоторых частях Кхама и Амдо. Оппозиция этой школы заключалась в разногласии с другими школами по некоторым, чисто философским вопросам, главным образом, относительно бытия Будды, что выражалось в учении "другой пустоты" (Парашуньяты).
В XVII в., из-за политических трудностей, эта школа прекратила активное функционирование в центральном Тибете, но в восточном Тибете она сохранила свою силу вплоть до нынешнего времени.
Монастыри Чжонанпы.
Монастырь Шардзамтанг, построенный Кашипа Ринченпалом в 1665г. в провинции Голок, стал неофициальным центром традиции Ижонанг в настоящее время. Эта школа, как было упомянуто, ныне почти не существует, разве только сохранилась в некоторых глухих уголках Кама и Амдо.
Главный монастырь школы Дагданпунцоглин основан в XIII в., но был переименован V Далай-ламой (1617-1682) в Гандан Пунцог-лин и обращен в монастырь Гелукпы.
По свидетельству Миньчжул-хутукты, писателя первой половины прошлого века, в местности Зикаге, смежной с Кхамом юго-западной окраины Амдо, находится женский монастырь За-мтан-гон. По его словам , кроме этого монастыря, нигде больше нет монастырей Чжонанпы.