Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Учения Сакья
Индийский махасидха Вирува, стоявший у истоков школы, был весьма экстравагантной личностью. Владея энциклопедическими познаниями в области почти всех известных тантр, он не только корпел над текстами, но и активно вмешивался в жизнь людей и богов, проявляя в качестве аргументов свои сверхспособности (сиддхи). "Мало кто слушал бы мою Дхарму, если бы я не демонстрировал чудеса!" - утверждал он. Он был очень решительным и бесстрашным человеком в отношении достижения поставленной цели, с чем считались даже пробужденные существа.
Жизнь его ученика Домби-херуки в Индии также известна как образец класического совершенствования махасиддхов - тантрийских "великосовершенных" йогинов. Будучи сыном царя, он прежде чем наследовать трон, решил достичь состояния Будды, поэтому нарушив кастовые брахманские обычаи - женился на 15-летней красавице из низших каст. С ней он ушел в джунгли, где созерцал в течении 12 лет - срока, достаточного для тантрийской реализации. Достигнув состояния махамудры, он, снизойдя до просьб министров отца, вернулся в город со своей избранницей верхом на тигре, погоняя его плетью из живых кобр.
Духовный учитель школы, лоцзава Брогми (обучавший в свое время Марпу санскриту), наставил Кончог-гьялпо в доктрине, в основе которой лежит взаимообусловленная связь между "начальной причиной" и "конечным следствием". Центральные концепции доктрин школы Сакьяпа исходят из учений йогачаров, которые незначительно отличаются от концепций других школ тибетского буддизма. Согласно этой доктрине, "энергия мысли", или "ум", имеет световую природу, а сутью мысли является Абсолют, или пустота (Шуньята), и их слияние порождает свет. Эзотерическая часть этого учения была развита третьим иерархом школы Сакья - Соднам-цзэмо (1142-1182), который считал, что суть мысли лишена дуальности, постоянства, конечности и находится вне пределов дискурсивного мышления. Большую роль в упрочении светских и духовных позиций школы Сакьяпа в Тибете сыграл прославленный Сакья пандита.
Главными идамами адептов школы Сакьяпа являлись Хеваджра и Ваджракила, а также высоко почитался бодхисаттва Манджушри.
"Путь и Плод" на уроне сутры.
В сакьяпинском подразделении сутр существуют две традиции: (1) Нагарджуны и (2) Майтринатхи.
1) Традиция Нагарджуны учит практикам трех "отбрасываний" (Догпа). "Догпа" означает "отбросить к противоположному". Эти три практики суть:
а) Медитируя на страданиях сансары, трудностях достижения человеческого рождения, законах кармы и майтрейи (любящая доброта), отбрасывать недобродетельные действия.
б) Сначала, размышляя над привязанностью к собственному телу, производят следующие исследования: если тело является реальным, тогда оно должно быть реальным с самого начала и не зависеть от причин и условий. Но тело развивается и функционирует только потому, что есть причины и условия. Благодаря знанию этого развивается убежденность в том, что тело не имеет реальности. Медитируя на таком понимании, перестают принимать концепцию привязанности к Я за истину (Сатья-грахана) и отбрасывают эту концепцию как неистинную.
в) Затем прекращают размышлять над неистинным (асатья): отбрасывают взгляд о неистинности посредством распознавания того, что пустота свободна от цепляния за объект; и понимая, что факт существования или несуществования явлений недоступен концептуальному уму пребывают в этом состоянии, свободном от концептуализации и схватывания.
2) Традиция Майтринатхи. Эта традиция учит тому, что естественная Ясность, или Мудрость Основы, является таковой как для сансары, так и для нирваны. Но, не распознавая этого, мы пребываем в иллюзии и цепляемся за двойственные проявления субъекта и объекта как за истинные.
Эти иллюзии являются корнем сансары, и целью пути является уничтожение этого неведения посредством растворения дуальности в Абсолютном Пространстве (Дхармадхату).
"Путь и Плод" на уровне тантры.
Тантрийский аспект учения "Путь и Плод" используется для осознания природы ума. В начале следует понять обычный ум, а затем медитировать на нем как на нераздельности ясности и пустотности. Практикуя это, возможно обнаружить Ум спонтанно возникающей естественной мудростью, и медитировать на значении этого. В ходе этой практики ум не будет отвлечен иллюзиями. Все проявления теперь возникают как игра мудрости. Если иллюзорные размышления еще возникают, то посредством памятования и осознавания обманчивые проявления сами преобразуются в Природу Мудрости.
Монастыри Сакьяпы.
Что касается монастырей Сакьяпа, то эта школа, когда-то пользовавшаяся могущественным влиянием при дворе Хубилая и последующих ханов Юаньской династии Китая, сейчас почти не имеет монастырей школьного типа и некоторые ее монастыри, сохранившиеся в Южном Тибете и в Кхаме, ничем особенным не отличаются от отшельнических монастырей других школ. Многие из них поглощены школой Нингмапа.
Кроме монастырей Сакья и Нгор в Цзане, другие важные монастыри этой школы: Лхундруб Тенг в провинции Деге, построенный Тхангтонг Гьялпо (1385-1509); Налендра в Пханюле, построенный Ронгтон Шеча Кунзигом в 1436 г.; монастырь Танаг, местопребывание перерожденцев Го Рабджама (1429-1489); монастырь Дондруб Линг в Га, построенный Шераб Гьялценом (1436-1486); монастырь Тхубден Сердог, место пребывание Сакья Чогдена (1428-1507); монастырь Дзонгсар Даший Лхаце в Кхаме и Деур Чойде, построенный Чотраг Зангпо в провинции Амдо.