Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Школа Кагьюдпа («Линия преемственности наставлений [Будды]»)

Изначальным источником линии школы является Будда Ваджрадхара. Линия же Кагьюдпа (Кагьюпа или Карджудпа) на уровне людей имеет два основных источника: это Шангпо Налджор (978-1079) и Марпа Чоки Лодро (1012-1099) из Лхобрака, иначе Марпа-лоцзава (Марпа-переводчик). Школа первого называется Шанг-Кагьюдпа, а школа второго со вреренем получила название Двагпо-Кагьюдпа.

Шангпа Кагьюдпа ("Линия преемственности из Шанга"). Эта школа была основана великим йогом и сиддхой Шунгпо Налджор ("Йогин из Кхьунгпо", 978-1079). Разочаровавшись в практиках Бона и дзогчена, он отправился в Непал и встретился там с Ачарьей Сумати, который сделал его переводчиком, после чего Шунгпо отправился в Индию. Получив наставления от ста пятидесяти ученых и мастеров йоги, он полностью овладел экзотерическим и эзотерическим учением, а также практикой медитации. Его главными учителями были Сукхасиддха, Рахулагупта и Нигума, супруга Наропы. Кроме наставлений от учителей в человеческой форме, он получал также передачу учения непосредственно от дакинь.

Кармапа XVI

По возвращении в Тибет, он принял монашеские обеты от мастера школы Кадампа Лангри Тангпы. Следуя проро-ческим указаниям дакини, он основал монастырь Шанг-Дзонг в Еру Шанг, в Центральном Тибете. Поэтому возникшая в результате традиция получила название Шангпа Кагьюд. Всего он построил 100 монастырей, хотя говорят, что раньше в Тибете существовало около тысячи монастырей этой линии. Он учил тридцать лет и имел 80 000 учеников.

Его главными учениями были пять тантр: Чакрасамвара, Хеваджра, Махамайя, Гухьясамаджа и Ваджрабхайрава. Он также передавал учения Нигумы, Сукхасиддхи и доктрину махамудры.

Наиболее известными из его учеников являются Меху Толпа, Могчогпа и Шанг Гомчо Сенге, а из более поздних - Цуртон Ванги Дор-же, от которого Бутон Ринчен-друб получил передачу линии тантры Гухьясамаджи, переданную последствии Цзонхаве.

Главными практиками школы Шангпа Кагьюд были практики Махакалы, Чакрасамвары, Хэваджры, Махамайи, Гухьясамаджи, Шести йог Нигумы и махамудры. Отдельной школы этой традиции больше нет, однако эти учения практиковались многими Ламами Кагьюд. Главным носителем учений этой школы в наши дни являлся выдающийся мастер медитации Калу Ринпоче (1905-1989).

Двагпо Кагьюдпа ("Линия преемственности от Двагпо"). Двагпо Кагьюдпа является очень большой школой с множеством под-школ. У ее истоков стояла фигура великого Марпы-лоцзавы (также известного как Чойкьи Ло Дре, 1012-1099). В детстве он обучался науке перевода с санскрита у Брогми Ешей (993-1050), а затем совершил три путешествия в Индию и четыре - в Непал в поисках религиозных наставлений.

Продав свою часть наследства и выручив за него золото, он отправился в Индию, где он получил учения от 108 учителей. Далее он встретил Наропу (1016-1110), обитавшего в Пуллахари, неподалеку от знаменитого монастыря Наланда. От Наропы Марпа получил передачу линии тантрийских учений, называемой Четыре Наставления, которую тот в свою очередь получил от своего учителя Тилопы (988-1069). Он также посвятил Марпу в цикл тантрийских учений Чакрасамвары (главного идама школы Кагьюдпа) и отправил его получить наставления от махасиддхи Куккурипы по прозвищу Собака-Отшельник, который жил на необитаемом острове, расположенном посреди ядовитого озера. Там Куккурипа ознакомил Марпу с Гухьясамаджа-тантрой. Махасиддха Майтрипа передал Марпе учение, означающее "схождение в одной точке вселенной и наивысшего сознания". Он обучался у него многим тантрийским учениям, включая доктрину махамудры. Посредством благословения Майтрипы, он добился абсолютной реализации махамудры.

Наропа и Майтрипа, относимые к 84 буддийским Махасиддхам Индии, были двумя основными учителями Марпы. Это было в ту пору, когда буддийское Учение в Индии стояло на пороге кризиса. По словам тибетских историков, буддизм в его тантрийской форме, как его преподавали в буддийском университете Наланда, в тот период излучал в Индии особенно яркий свет, перед тем как угаснуть там надолго. Марпа пребывал в славе великих бенгальских пандитов, но тогда он еще не знал, что окажется единственным наследником их учений. Поэтому Марпе, которому поразитель-ная любознательность и упорство по-могли совершить эти трудные и опасные путешествия в Индию, школа Кагьюдпа во многом обязана своим существованием.

Марпа-переводчик с учениками. Танка. Тибет.

Возвратившись в Тибет, он привез на родину много священных книг, относящихся к традиции ваджраяны. Он передавал учения Чакрасамвары, Гухьясамаджи, Хеваждры, Махамайи и другие тантры своим ученикам. Его четыре главных ученика были известны как Четыре Колонны. Это Нонг-тон Чойку Дордже, Цхур-тон Ванг-нго, Ме-тон Цонпо) и Миларепа.

Перенесенные в Тибет "Шесть йог Наропы" стали живым и процветающим учением. Марпа перевел с санскрита на тибетский язык 50 сочинений, в их числе два или три очень кратких и посвященных идаму Самваре (Sambhara) в его устрашающем облике Херуки. В более пространных сочинениях излагаются теория и практика пути, ведущего к освобождению от уз сансары в буддизме ваджраяны. В Тибете Марпа встречался и с Атишей, но не стал его последователем.

Главным учеником Марпы был великий отшельник и поэт Миларепа (1040-1123), чьи гимны и песни пользуются огромной популярностью среди тибетцев. Он был учеником Марпы, и большинство учений этой школы передавались через него. Он был одним из наиболее знаменитых йогов и поэтов в истории религии Тибета. В молодости, он занимался практикой черной магии, чтобы отомстить врагам своей семьи. Обретя посредством этой практики силу, он уничтожил урожай своих врагов и убил тридцать семь человек. Затем он осознал последствия злых действий, которые он совершил, и решил практиковать Дхарму, чтобы полностью очиститься.

До встречи с Марпой, который стал его коренным ламой, он обучался у различных учителей. В 38 лет он, услышав о Марпе, стал его учеником. Марпа в течение шести лет заставлял его делать тяжелую работу, чтобы тот смог очистить плохую карму, которую приобрел во время практики черной магии. В конце этого периода испытаний Марпа дал ему посвящение в тантрийскую мандалу. Затем Миларепа практиковал в горных пещерах, иногда месяцами питаясь травой. Так как для утончения восприятия он практиковал Туммо (Йога Внутреннего Огня), он мог носить только хлопковую одежду даже в суровую Гималайскую зиму. В горах, в полном уединении, занимаясь медитацией, он слагал гимны-песни по образцу так называемых парадоксальных шлок (санск. доха), и стал одним из самых прославленных мастеров тантрийской йоги в Тибете, который достиг совершенного Пробуждения в течение одной жизни.

Таким образом, Миларепа стал держателем линии медитативной практики, а другие ученики Марпы, такие, как Ог Чойки Дорже, Цуртон Вангей и Метоб Ченпо, стали держателями линии передачи его учения. Именно поэтому в монастырях школы Кагьюдпа одновременно существуют как линия передачи обучения философии, так и линия созерцательной практики.

Миларепа продолжил традицию школы Кагьюдпа, передав свои знания восьми ученикам, среди которых было много достигших реализации. Двумя его главными учениками были Гампова (также известный как Двагпо Лхардже, врач из Двагпо, 1079-1153) и Речунгпа (1084-1161).

Двагпо - одно из имен великого ученого и йога Гамповы, который жил в долине Двагпо и сыграл решающую роль в учреждении школы в Тибете. Жена Гамповы умерла, когда тому не было еще тридцати лет, и он решил отречься от мира и стать монахом. Свой духовный путь Гампова, начал с изучения положений школы Атиши и только в 32 года, встретив Миларепу, воспринял от него доктрины школы Кагьюдпа и был признан ее пятым патриархом.

Гампова объединил в одну линию учения и практики махамудры и "Шести йог Наропы". Возникшая в результате линия преемственности получила название Дваг-по Кагьюд, образовав материнскую линию этой традиции. Гампова первым объединил учение махамудры с практиками школы Кадам-па. Его работа "Драгоценное украшение на пути освобождения" стала прообразом всей тибетской литературы в аспекте "Постепенного пути" или Лам-рим. Благодаря прославленной учености Двагпо Лхадже, его школа стала известна как Дваг-по Кагьюдпа.

Традиция Двагпо Кагьюдпа стала источником четырех крупнейших школ, которые были основаны четырьмя выдающимися учениками Гамповы.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека