Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
НОВЫЕ ШКОЛЫ ВТОРОГО ПЕРИОДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ДХАРМЫ. Школа Кадампа.
История религий Тибета говорит об этом периоде тибетской истории как о позднем распространении учения. Тексты, переведенные после XI в., известны как новые тантры. Первым великим переводчиком этого периода был Ринчен Сангпо (958-1051). Марпа Чокьи Лодро и Брогми Сакья Иешей также были великими переводчиками того периода.
Многие большие и малые школы развивались на базе различных текстов новых тантр. Школа Кадампа была основана самим Атишей. Школа Кагьюпа была основана Марпой (1012-1099), школа Сакьяпа была основана Брогми (993-1050) и Кхон Кончог Гьялпо (1034-1102).
XI в. в истории Тибета был временем интенсивного развития буддизма. Во время этого периода из Индии прибывало много новых учителей и текстов, также многие тибетцы отправлялись в Индию на учебу. Эти тексты и учителя, которые были мастерами учений, заложили основу для создания новых буддийских школ в Тибете. Эти школы, в основном, известны как "Новые" (Сарма).
Школа Кадампа. ("Следующие наставлениям учителя")
У истоков этой традиции стоял Шриджняна Дипанкара Атиша (9821055), который был великим индийским ученым (пандитом) и источником всех учений Кадампа. В Индии он был настоятелем монастырского университета Викрамашила, который в его время был одним из трех величайших обучающих буддийских центров в Индии. Он был приглашен в Тибет в 1042 году правителями Иеше Одом и Чангчуб Одом — лицами, которые имели близкое родство с династией ранних Дхармараджей Тибета. Атиша жил и учил в Тибете в течении семнадцати лет, до самой своей смерти.
Собственно же формальным создателем школы был Бромтонпа (1005-1064), ближайший ученик и сподвижник Атиши, который основал монастырь Раденг на севере Лхасы и стал первым иерархом школы Кадампа. Тремя главными учениками Бромтона были: Потоба (?—1082), Пхучунгва и Чжаннгава.
Ученик Бромтона — Потоба основал монастырь в местности Пханюл, к северу от Лхасы, который после его смерти был назван его именем.
Учение.
Атиша, благословивший создание школы, по своим воззрениям был мадхьямиком-прасангиком. Суть его деятельности в Тибете состояла в возвращении к строгому соблюдению монашеской дисциплины (непререкаемый авторитет гуру, аскетизм, целибат, воздержание от вина и т. д.), в искоренении вульгарных тантрийских ритуалов и в объединении трех основных направлений буддизма (хинаяна, махаяна и ваджраяна) в единое целостное трехчленное учение.
Атиша передал много учений по буддизму сутр и инструкций для правильной практики учений. Он написал знаменитый текст "Светильник на пути к пробуждению" (бодхи-патхапрадипа). В этом кратком сочинении, он объяснял все учения Будды как один путь, разделяя его на три части для людей высшей, средней и низшей способности соответственно.
Он декларировал, что три способа (или пути) духовной эволюции индивидуума (т. е. обет индивидуального освобождения, или хинаяна; обет бодхисаттвы, или махаяна; обет тантриста, или ваджраяна) не исключают, а дополняют друг друга, и адепт может практиковать любой из трех путей в зависимости от своих психофизических данных.
Кадампа делают упор на строгих и интенсивных аскетических практиках, а также на полном понимании смысла учений. Их учения просты и существуют, главным образом, на местных наречиях, но они, тем не менее, глубоки, наполнены смыслом и вдохновением.
Как отдельная, эта школа не просуществовала долго, но ее учения и притчи, "хождение в народ" оказали глубокое влияние на другие школы тибетского буддизма. Это произошло потому, что большая часть первоначальных Кадампа были либо отшельниками либо бродячими проповедниками и не строили монастырей. Их последователи, тем не менее, создавали монастыри, которые стали основой для Кагьюдпы, Гелукпы и других школ. Гелукпа называют себя Новой Кадампой, а Кагьюдпа говорят, что их учения являются слиянием учений махамудры и Кадампы.
Кадампа не могла долго удержаться в Тибете главным образом потому, что ее монашество, в отличие от других школ, не должно было пользоваться собственностью. Эта строгость индийской традиции была причиной ее неуспеха среди тибетцев, где в условиях сурового климата такое "нестяжательство" являлось рискованной практикой, поэтому Кадампа с неизбежностью должна была распасться на школы Кагьюдпа, Сакьяпа и Гелукпа.
Монастыри Кадампы.
Хотя официально этой школы больше нет, некоторые ее монастыри в Центральном Тибете существуют и в них до недавнего времени проживали монахи, главным образом, школы Гелукпа.
Монастырь Ньетан был основан в 1052 г. Здесь скончался великий Атиша, и монастырь считается одним из наиболее почитаемых в Тибете.
В 1057 г. Бромтоном был основан Раданг, в котором, по рассказам очевидцев, находилось богатейшее собрание древнеиндийских рукописей.
В 1073 г. был основан Сампу. В этом монастыре работали знаменитые переводчики Легой Шейраб и ЛоданШейраб (10591109).
В 1153 г. был основан монастырь Нартан, который не относился к определенной школе, так как здесь работали учителя (ламы) разных школ, и он представляет скорее внесектарный (римэй) монастырь. Он поставлен в ряду монастырей Кадампы по той причине, что гораздо удобнее отнести его именно к Кадампа, чем к остальным школам. Этот монастырь замечателен тем, что здесь работали Будон, Риграл и другие знаменитые деятели XIII-XIV вв. по собиранию буддийских священных книг. Плодом этих работ явились систематические сборники Ганджура и Данджура — общепризнанного канона тибетского буддизма и их критическое издание. До недавнего времени в нем хранились ксилографы первого тибетского издания Ганджура и Данджура (XV в.).