Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Стадия завершения в новых тантрах. Шесть йог Наропы

На стадии завершения (Сампаннакрама) упражняются и реализуют врожденную мудрость, мудрость союза блаженства, ясности и свободы от концепций — произведенную посредством практики четырехчастного блаженства, благодаря применению искусных методов работы с каналами (нади), энергией (прана) и сущностью (бинду) собственного ваджрного тела, что было достигнуто на стадии зарождения. Поскольку такой опыт достигается только внутренней практикой, задействующей каналы и потоки энергии, а не посредством внешних приемов, сознание должно обладать значительной силой сосредоточения на объекте.

Медитирующий сосредоточивается на различных каналах (нади), по которым текут кровь, семя (бинду) или только потоки энергии (прана). Затем, поскольку потоки энергии заставляют сознание устремляться к объектам, йо гин поворачивает эти потоки в обратном направлении, и, таким образом, ничто не может более возбуждать его сознание; сознание не возбуждается и не устремляется к другим объектам. Таковы методы, которые применяются в высшей йоге.

Шричакрасамвара. Бронза, позолота. Тибет.

Шесть йог Наропы

Линия передачи этого учения происходит от Адибудды Ваджрадхары и приходит в Индию через махасиддху Тилопу, от него к махасидцхе Наропе и далее уходит в Тибет.

1. "Йога Ясного Света" (прабхасвара). Эта практика является сущностью пути. Медитирующий практикует, пока не достигает Самадхи нерожденной сияющей ясности, в котором все проявления становятся спонтанно возникающим телом ясности и пустоты.

С ее помощью последователь ваджраяны оказывается лицом к лицу с "таковостью" всех явлений и достигает состояния блаженства. Технически йога состоит из четырех стадий медитативного процесса, которые, в свою очередь, подразделяются на три фазы. Первая (низшая) — фаза неустойчивости, вторая (средняя, или промежуточная) — фаза легкой устойчивости, последняя (высшая) — фаза полной (совершенной) устойчивости. Как путь практика "Ясного Света" представляет собой освобождение сознания от какоголибо содержания. Внешне это как бы процесс умирания (т.е. имитация процесса смерти), а внутренне — увеличения и накопления световой энергии, которую йогин реализует, переходя из "нелучезарного состояния незнания в состояние "Ясного Света", или состояние осознания "полной пустоты" (шуньята). В процессе медитации практикующий должен воспроизвести все этапы пробуждения, чтобы его сознание слилось с "космическим сознанием". Кульминацией является видение "Ясного Света", возникающее в результате с ильного умственного сосредоточения и помогающее йогину испытать чувство блаженства, чтобы затем с выходом и» транса вновь вернуть свое индивидуальное сознание в мир обыного чувст венного опыта.

2. "Йога внутреннего огня" (чандали), или "психической теплоты". Это базовая практика Шести Йог Наропы, в которой используются каналы, ветер, жар и эссенция (бинду), чтобы произвести четыре вида блаженства (чатуранан да), и чтобы актуализовать Мудрость союза Блаженства и пустоты (Дхармад хатуджняна). Союз блаженства и пустоты называется махамудрой.

Ее практика порождает огромную психическую энергию и имеет очень ценный побочный эффект. Одна из главных целей этой практики — утончение воспринимающего сознания, способного видеть мир высшей психики. Данный метод сочетает физические упражнения, описываемые в садхане, с дыхательными упражнениями. Йогин, контролируя дыхание и усиливая умственное сосредоточение на трех центрах (чакрах) и букве "Ах", заставляет возгораться яркий пламень своей внутренней огненной природы, делая его все более обширным и всепоглощающим. Наконец, он заполняет все пространство, превращая в пламя все, что окружает его, заполняет этим огнем Вселенную и наконец, исчезает в пустоте (шуньяте).

3. "Йога иллюзорного тела" (майядеха). Целью этой практики является увеличение прогресса на пути к реализации. Посредством практики этой йоги медитирующий учится видеть все проявления как иллюзорное тело БожестваИдама.

При этом следует понимать, что слову "иллюзорный" не придается тот негативный смысл, свойственный позднему отношению. Иллюзорный — это прежде всего "подобный иллюзии", синонимами чего являются слова "волшебный", "магический" и "чудесный". Практика начинается с созерцания йогином собственного образа в зеркале. Зеркальные изображения замечательны тем, что они имеют видимость объемности, хотя в действительности совершенно плоские. Сосредоточив внимание на зеркальном отражении, адепт должен думать об этом отражении как о существе, похожем на мираж, облака, на отражение луны в воде, на сновидение и т. д. Затем он медитирует на образе Ваджрасаттвы, главном тантрийском божестве, отраженном в зеркале, и делает это до тех пор, пока это изображение не материализуется его сознанием. Потом йогин должен отчетливо представить себе все видимые формы, став телом этого божества. В итоге весь феномен признается "игрой" или эманацией Вадж расаттвы, т. е. пустоты. И наконец, рассматривая движущееся (сансара) и недвижущееся (нирвана) как единство, йогин достигает состояния недвойственности и в его сознании происходит реализация конечной истины.

4. "Йога Сновидений" (свапнайога). Эта йога используется для того, чтобы проверить силу практики. Медитирующий старается сохранять осознавание во время сна и в состоянии сновидений. Он обучается вхождению в состояние сна и возвращению в состояние бодрствования, не прерывая потока своего сознания. Иными словами, человек учится "пробуждаться" во сне, не прерывая самого сна. Тем самым он раскрывает как бы иллюзорную природу обоих состояний и учится имитации смерти, пересечению промежуточного состояния к новому рождению без утраты памяти. В йоге состояния сна йогин наблюдает и контролирует свои сновидения, учится их видоизменять и уравнивает их с состоянием бодрствования, которые в конечном счете, также иллюзорны, то есть взаимопревращаемы.

5. "Йога промежуточного состояния" (антарабхава). (Промежуточное состояние между смертью и перерождением), эта практика используется для актуализации союза ясности и пустоты в промежуточном состоянии посредством переживания иллюзорного тела и сияющей ясности. С ее помощью йогин учится проходить состояние приближающейся смерти, саму смерть, состояние после смерти и новое рождение, не прерывая потока своего сознания, т.е. памяти. Согласно доктрине, излагаемой в трактатах, освобождение от сансарного бытия может быть достигнуто в период пребывания сознания в Промежуточном состоянии. В это время перед сознанием, покинувшим физическое тело, брезжит "Ясный Свет шуньяты", и для достижения освобождения йоги ну необходимо ориентироваться на него. Однако, омраченное заблуждениями, являющимися результатом кармы, устрашенное возникающими видениями, сознание, пребывающее в Промежуточном состоянии, находит эфемерное убежище, ведущее к новому рождению в одном из миров сансары.

Тот, кто опытен в йоге Промежуточного состояния, в переходный момент от жизни к смерти входит в состояние самадхи, что позволяет его сознанию сосредоточиться на мерцающем Ясном Свете шуньяты" и дождаться удобного случая для воплощения в форме, отвечающей данному ранее "обету бодхи саттвы" — помогать освобождению всех живых существ, пребывающих в сан саре. Иначе говоря, практика этой йоги ведет прямо к обретению состояния бодхисаттвы.

6. "Йога переноса сознания". Эта практика используется для сохранения непрерывности Пути на протяжении жизней. Если медитирующий умирает, не достигнув осуществления Пути при помощи этой практики, он сумеет продолжить свою практику в следующей жизни. За счет данной практики медитирующий может войти в Чистую Страну через дверь маха мудры. Существует другой тип этой практики, дающий возможность практикующему перенести собственное сознание в другое тело. С ее помощью йогин учится перемещению своего сознания из одного тела в другое или из одного места в другое и вхождению по собственному выбору в состояние нового рождения.

Эта йога реализуется в форме садханы, при помощи которой божество, избранное йоги ном, визуализируется над его головой. При этом психическая энергия собирается из чакр в нижней, средней и верхней частях тела. Поднимающаяся из нижних чакр психическая энергия встречается и смешивается с энергией, генерируемой в верхней чакре, в результате чего последователь ваджраяны испытывает состояние блаженства.

Индивидуум, обретая природу Будды, приобретает и присущие Будде качества: совершенную мудрость, совершенное сострадание и совершенное могущество. Изза великой мудрости пробужденное существо не задерживается в мире рождения и смерти, а изза великого сострадания оно не задерживается в мире пробуждения. Это существо продолжает совершенствоваться даже после того, как оно достигнет состояния пробуждения, так как путь его продвижения бесконечен. Эти учения, а также способы их реализаций передавались в устной форме непосредственно от учителя к ученику. Такая передача имела место лишь в том случае, если ученик, по мнению учителя, достигал должного состояния сознания в результате длительной практики на уровне стадии зарождения.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека