Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Классификация новых тантр

Новые тантры подразделяют, как упоминалось, ануттара-йога-тантры на три класса: отцовские, материнские (иногда выделяют отцовскоматеринские) и недвойственные, в связи с чем существуют разные способы толкования смысла и классификации.

Класс тантр непревзойденной йога-тантры превосходит низшие тантры. Согласно традиции, во вселенной были изложены десятки миллионов тантр непревзойденной йогатантры. Однако наиболее известны 22 системы ануттара-йога-тантры, их них 16 принадлежат отцовской тантре, остальные материнской. Все эти системы связаны с практикой махамудры — плодом ануттара-йога-тантр.

Ваджрадхара. Танка. Монголия.

Отцовские тантры. Принято, что в тантрах отцовской йоги акцент делается на Стадию Зарождения и различные ритуальные действия, связанные с ней, на практику Иллюзорного Тела Мудрости, относящуюся к аспекту "метода", на практики праны, когда дело касается Стадии Завершения, а также на гневные действия. Они главным образом подходят людям вспыльчивого характера и тем, кто любит сложные внешние действия.

Примером отцовской тантры обычно приводят систему Гухьясамаджи. Имя этого идама переводится как "Собрание тайного" либо "Тайное собрание". Это один из 6 главных идамов отцовской ануттарайогатантры. Он относится к Ваджрному Генезису (Семейству Ваджры). Отец — синего цвета, трехликий, шестирукий. Мать — Ваджраспарша (Ваджрное соприкосновение) голубого цвета, трехликая, шестирукая. Оба сидят в ваджрасанепадмасане. Преображает мужскую энергию Гнева. В полной мандале 32 божества.

В тексте Гухьясамаджа тантры сказано, что Будда Шакьямуни будучи в Уддияне, был приглашен царем этой страны Индрабодхи (Индрабхути) для проповеди Дхармы. Однако царь вежливо отклонил рекомендации Будды вступить на путь Отречения. Он сказал, что на нем лежит ответственность за государство, за народ, за семью и он не может пожертвовать ими ради своей личной проблемы. Поэтому Индрабодхи попросил даровать ему другое учение. Тогда-то Будда и проявился как Гухьясамаджа с его мандалой божеств. "Труден и мучителен путь аскетизма, — произнес он в конце, — но легок и приятен путь исполнения всех желаний!"

Материнские тантры. Тантры, которые делают больший акцент на стадии завершения и на йоге Ясного Света как пути к пустотности праджни, относят к тантрам материнской йоги. Они дополнительно используют особые наставления относительно семени-сущности (тигле), которое порождает переживания блаженства, тогда как выполняемое в них ритуальное действие — это в основном действие "подчинения". Их передавали, главным образом, людям страстным и похотливым, а также тем, кто способен практиковать методы, применяемые в собственном теле, то есть людям средних способностей. Наиболее известными из материнских тантр являются тантры Самвары и Хеваджры.

Чакрасамвара (Собрание Чакр) это система, относящаяся к материнским тантрам. В то же время он — глава материнских тантр. Сам идам, называемый здесь Херука, синего цвета. Исходя из классификации по Трем Генезисам (Манджушри, Ваджрапани, Авалокитешвара) Он относится к Лотосовому — Авалокитешваре. Исходя из классификации Пяти Генезисов (Пять Дхьяни-Будд) Он относится к Генезису Вайрочаны. Он четырехликий, 12-рукий. Преображает в мудрость энергию страсти (рага), в отличие от мужской энергии гнева (кродха).

Преимущественно эта тантрийская система связана больше с интуицией (Праджней), при этом она задействует энергетические центры (чакры), каналы, прану и бинду. Чакрасамвара является главой Херук, покровителем дакинь и всех обитателей кладбищ. Он очень гневный, его партнерша — красная Ваджраварахи (Ваджрная Свинья). Мандала Чакрасамвары, состоящая из четырех кругов (синий, красный, белый и зеленый), включает 62 божества: в середине Херука Юганаддха (Отец и Мать), вокруг, на чакре Великого Блаженства, четыре дакини, далее, на синей чакре, Мысли восемь Героев и восемь Героинь-йогинь, Юганаддха, всего 16. На белой чакре — Тела восемь Героев и восемь Иогинь Юганаддха, всего 16. На зеленой (неявной) чакре Самаи (обетов) — или в воротах дворца — еще восемь дакинь. Всего, таким образом, 62 божества (то есть это все обитатели мистических 32 стран, 24 мест и 8 кладбищ).

Степень Завершения этого тантрийского идама, использующая опыт, накопленный Стадией Зарождения, наиболее известна в переводах на европейские языки. Она состоит из Шести учений или йог Наропы, великого махасиддха, получившего эти учения от гуру Тилопы.

Пять Татхагат: Вайрочана(белый), Акшобхья(синий), Ратнасамбхава(жёлтый), Амитабха(красный), Амогхасиддхи (зелёный)

Отцовско-материнские тантры. Ваджрабхайрава является примером отцовско-материнской тантры, где соотношение метода и праджни считается равным, что, однако, не мешает некоторым Учителям рассматривать ее как "царя отцовской тантры". Это один из великих идамов ануттара-йога-тантры. Имя Ваджрабхайрава переводится как "Ваджрный Устрашитель" либо "Устрашитель Ваджры". Другое его название Ямантака — "Положивший предел Яме". По Трем Генезисам Он относится к генезису Мудрости — Манджушри. По Пяти Семействам относится к Вайрочане. Сам идам (Отец) иссинячерного цвета, девятиликий, центральная голова — бычья. По другой версии, это голова бога смерти Ямы или голова существа класса Ямы. Он имеет 32 руки, 16 ног, стоит в правом наклоне. Его партнерша (Мать) — Ваджраветали. Она голубого цвета, одноликая, двурукая. Всего в мандале 13 божеств. Эта тантра приводит абсолютную и относительную истину к конечной и обладает рядом уникальных методов по задействованию особо трудно поддающихся укрощению существ с кармическим адским элементом в сознании. Есть разные садханы этого идама.

Есть сведения, что первоначально тантра Ваджрабхайравы была проповедана Буддой в мире ям (дуду) — одной из Восьми категорий нечеловеческих существ и лишь позже, посредством восприятия махасиддхой Лалитаваджрой, была при несена на землю и распространилась в Индии.

Недвойственные тантры. Название "недвойственные тантры" дано тем тантрам. в которых существует равновесие аспек тов Метода и Праджни, а также стадий зарождения и завершения. С другой сто роны имеются утверждения, что назва ние Недвойственная происходит оттого. что в такой системе бодхичитта вообще не рассматривается с позиций Метода и Праджни. Эти тантры основаны на принципе "Изначальной бодхичитты чистой осознанности", или ригпа каждого человека как абсолютной природе всей реальности. Они предназначены главным образом для тех людей, в кото рых преобладают неведение и умственное омрачение, а также для людей вые ших способностей, умеющих применить принцип "отсутствия усилий".

Примером недвойственной тантры является Калачакра. Если в других тантpax о состоянии мудрости четвертого посвящения говорят мало и тайно, в Калачакре это раскрывается явно, поэтому калачакру, учитывая отсутствие в ней особого преобладания метода или Праджни, также называют "уровнем нейтральной реализации Ваджрасаттвы" пути Адибудды и восхваляют как царя всех классов тантры. Слово Калачакра переводится с санскрита как "Круг Времени". Эта тантрийская система была проповедана царю Шамбалы Сучандре Буддой Шакьямуни.

Первый царь Шамбалы Сучандра, эманация Ваджрапани, попросил Будду Шакьямуни дать ему учение о Калачакре. В день полной луны 3 месяца, у ступы Дханьякатака на юге Индии в присутствии неисчислимых будд, бодхисаттв, даков и дакинь, богов, нагов и якш, Будда преобразился в форму Калачакры, передал полное посвящение и дал учения по этой тантре. Вернувшись в Шамбалу, царь Сучандра воздвиг трехмерную мандалу Калачакры, активно занялся практикой и впоследствии передал этот цикл учений всем жителям царства Шамбала. Передача осуществлялась царями по наследству. Из Шамбалы в Индию ее принес махасидха Челупа, и после него она распространилась по Индии. Система изложена в тексте "Калачакра-раджа тантра", которая относится к недвойственным тантрам по классификации Новых школ и к материнской по классификации Древних школ. Это один из 22 главных (больших, великих) идамов ануттара-йога-тантры. В мандале 99 божеств. Хозяин (или Владыка) Генезиса — Будда Ваджрасаттва (Алмазное Существо, олицетворение Мудрости Адибудды). Делится на Внешнюю, Внутреннюю и Тайную.

На внешнем уровне это учение имеет отношение ко вселенной и всем традиционным наукам: астрономии, астрологии, математике, медицине и пр.

На внутреннем — к человеческому телу, его внутренней структуре и тонким энергиям, развиваемым в буддийской йоге.

На тайном — полный цикл изучения и тантрийская медитация на идама Калачакру и его мандалу.

Тело идама Калачакры синего цвета. В полной форме он имеет четыре лица (белое, красное, синее и желтое), три пары плеч, и из каждого плеча выходит по две руки, заканчивающиеся четырьмя ладонями (всего 24 руки). Его белая левая нога согнута и подавляет белого индуистского Ишвару (Творца). Его правая красная нога вытянута и подавляет красного Камадэву (бога страсти). Его длинные волосы завязаны в узел на макушке, украшенной драгоценностью, исполняющей желания, и полу месяцем. На нем ваджрные украшения и тигровая шкура вокруг талии. Большие пальцы его рук — желтого цвета, указательные — белого, средние — красного, безымянные — черного, мизинцы — зеленого. Первая фаланга пальцев — черного цвета, вторая — красного, третья — белого. Его голову украшает Ваджрасаттва, восседающий среди языков пламени пяти цветов. Его партнерша — Вишвамати (Разная Мать или Мать всех) — желтого цвета. У нее 4 лица, 8 рук, по три глаза на каждом лице. Она обнимает Отца, правая ее нога согнута, левая вытянута. Она обнажена и украшена пятью символическими украшениями.

Мандала Калачакры включает астрологический цикл: 12 лет, 12 месяцев, 360 дней, 4 времени года, 12 часов, 60 мин. планеты и звезды. Различные божества мандалы представляют собой очищенные состояния наших тела, речи и ума. а также нашу связь с временем в пространстве.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека