Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Пантеон ваджраяны

Одним из главных отличий ваджраяны от других направлений буддизма, которое сразу бросается в глаза, является наличие в ней огромного количества различных мужских и женских божеств, называемых идамами, дакини, Дхармапалами и пр. Среди них можно увидеть Будду Шакьямуни, его учеников, архатов и бодхисаттв, то есть вполне человеческие фигуры, но вместе с тем мы обнаружим и изображения лишь отчасти напоминающие человеческие, вплоть до зооморфных. Может быть, это представители иных миров, где проповедовал Будда?

Такой ответ содержится даже в сутрах, где описывается окружение Шакьямуни в так называемых тайных местах проповеди. Распределение психических и чувственных элементов потока сознания человека в процессе совершенствования на разные ряды и блоки, и фиксация их в виде божественных образов, с целью отождествления с ними как с проекциями Абсолюта? Своего рода зашифровки тайной информации с определенным кодом, требующие определенной техники для раскрытия и реализации содержащихся в них идей? Да, и такой ответ мы тоже находим в буддийских сочинениях. Вероятно, правильным будет и то, и другое, ведь и для самого человека до сих пор является тайной его совершенствование, что начинается с познания самого себя.

Подобная тантрийская символика имеет свою сложную историю. Установить ее начало весьма затруднительно. Мы можем аппеллировать к фрагментам артефактов, оставшихся после разрушения индской цивилизации, и высказать некоторые гипотезы на этот счет, но пока они не прибавляют ясности. Сами буддисты возводят начало тантризма ко времени жизни самого основателя буддизма. Исторически достоверно что ваджраяна существовала как особое направление буддизма, уже в эпоху учителя Нагарджуны, то есть в I в. н. э. Великий ачарья писал трактаты по логике и мадхьямаке, а со стен на него взирали ужасные и величественные лики, объятые пламенем мудрости, подобным огню конца кальпы. В первоначальной стадии развития тантра передавалась лишь устно и не имела, повидимому, текстуального выражения. При этом внешними средствами запоминания и усвоения теории служили как раз именно эти символические образы божеств. Все внешние признаки этих божеств служили символами различных сторон природы Будды. Эти образы стали запечатлеваться посредством статуй и писаных образов, чертежей, мандал, различных жестов, положении рук и пальцев — мудр, буквенных формул или "дхарани" (содержащие смысл) и "мантр" (охраняющие ум).

Как уже описывалось, в наше время буддийская тантра вылилась в четыре основные системы: криятантра, чарьятантра, йогатантра и ануттарайогатантра. Первая система — тантра внешних деяний, вторая — тантра гармонизации внешних и внутренних (созерцательных) деяний, третья — тантра внутренних созерцаний и четвертая — высшая (непревзойденная) тантра исключительно внутренних созерцаний. Первые три системы считаются применительными к природе различных категорий небожителей (дэва). Четвертая система считается применительной исключительно к природе человеческого существа.

Белая Тара и Шамар Ринпоче. Танка.Тибет.

То, что последняя тантра расчитана на природу людей, не означает, что ее созерцательные практики предназначены для обычного человека, как такового. Объектом созерцания в них является пробужденный человек, то есть Будда, но на уровне измерения самбхогакаи. Это измерение называется Телом Блаженства или Телом Богатства Лучезарных Форм. Идам или дакини — это и есть те лучезарные формы, принимающие разнообразные образы, спокойные, страстные, гневные, белые, красные, синие, одноликие, многоликие, многорукие, многоногие и т. д. с многочисленными атрибутами и украшениями. Однако все эти разнообразные формы пронизывает стройная и четкая иерархия, подразделяющая их на семейства (роды).

На "самом верху" пребывает изначальный Будда, частицы которого присутствуют в каждом живом существе. Этот изначальный Будда называется в древних тантрах Самантабхадра (всеблагой), а в новых — Ваджрадхара (Держатель Ваджры). Он может изображаться одиноким или с супругой. Он олицетворяет высшее состояние ума — Дхармакаю (космическое Тело Закона).

Согласно сочинению "Уттаратантра" АсангиМайтреи "в дхармакае нет пустоты, нет шуньи, хотя в сансаре шунья и выступает как ее реальность". И далее: "Для интегрирующегося в Дхармакаю индивида шунья ее полна непередаваемых запредельных ценностей". Как пишет Е.Обермиллер, исследователь этого трактата, "это место не всегда достаточно ясно понималось самими буддистами. "Что хотел этим сказать Майтрея?" Среди утвержений этого трактата есть и такое: "У каждого будды есть своя дхармакая". То есть, человек, достигший и реализовавший уровень дхармакаи — уровень Адибудды — реализовал свою собственную дхармакаю (свой ум), а не слился с чьейто другой. Поэтому буддийская система не безлична, а направлена строго к данному индивидуальному человек)7 как к будущему Будде. Но Адибудда не довольствуется своим высоким положением или пребыванием в виде отдельных частиц в сердцах омраченных существ. Сострадание (махакаруна) — необходимый предикат Дхармакаи. Движимая состраданием, Дхармакая развертывается в "коммуникативный" аспект — самбхогакаю, идя вслед за неведением в сансару, но не утрачивая при этом своей пробужденной основы.

Олицетворением всей полноты мудрости Адибудды является второе лицо тантрийского пантеона — Ваджрасаттва (Алмазное существо). Его сущность — Ясный Свет, насыщает сансару пятицветной радугой пяти мудростей (джняна) и уничтожает ими соответствующую клешу неведения, соответствующую скандху (совокупность дхарм личности) и, таким образом, возвращает ей ее трансцендентную сущность. В этом и заключается цель буддийской практики — превратить мир, по неведению воспримаемый как сансара, в мир блаженства согласно Знанию. Иными словами, Ваджрасаттва порождает Пять мудростей, они следующие:

1. Мудрость абсолютного пространства или мудрость блаженства и шуньи, которая в свою очередь эманирует дальнейшие четыре мудрости:

2. Зерцалоподобная мудрость (подобна тому как познается отражение в зеркале, она знает ясно, но без концепций субъекта и объекта). Она источник следующих трех мудростей:

3. Мудрость тождества или равностности (это пребывание в равностности за счет преодоления крайностей сансары и нирваны).

4. Различающая мудрость (мудрость, познающая все безошибочно и по отдельности).

5. Всеисполняющая мудрость (мудрость, преодолевающая карму и исполняющая благо во вселенной посредством пробужденных действий тела, речи и ума Будды.

Однако эти Мудрости в ваджраяне также имеют свои персонификации. Они называются Пятью Татхагатами или Пятью ДхьяниБуддами, известными в буддологии. Тантрийские тексты упоминают о "Пяти Татхагатах", или "Пяти Буддах", в воззрении тантры они составляют тело вселенной, причем каждый Будда мистически соответствует различным составным частям вселенной.

Само слово Татхагата переводится как "такшествующий" или "ушедший в таковость" — понятие, обозначающее ничем не обусловленное состояние недвойственности, присущее Будде, ушедшему от всех и всяческих привязанностей, целей и кармы, свободное и необъяснимое. Слово в полном объеме не поддается истолкованию ввиду запредельности самого состояния Татхагаты.

Понятие Татхагата подчеркивает абсолютный, постигаемый интуицией Праджней характер Будды, в отличие от понятия Сугата (Во благо пришедший).

С позиции Праджни Будда всегда и навсегда ушедший из сансары, с позиций же милосердия (каруны), Он всегда и навсегда здесь, пришедший или находящийся в мире. Эти качества "таковости" распространяются и на все дальнейшие эманации Адибудды.

Пять Татхагат (дхьянибудд) располагаются в мандале, символизирующей пять небесных сфер, и ориентированы они по странам света.

Вайрочана (лучезарный) находится в центре (ему присущ синий цвет);

Амитабха (Бесконечный Свет) — на западе (красный цвет);

на востоке — Акшобхья (Несокрушимый) , белый цвет;

на юге — Ратнасамбхава (Порождающий Драгоценности) желтый цвет и

на севере - Амогхасиддхи (Реализующий благо), зеленый цвет.

При медитации йогин должен воссоздавать образы в указанной последовательности и с названным цветом. При чем, Вайрочана и Акшобхья могут меняться местами и цветами. Все Татхагаты имеют соответствующих партнерш, которые олицетворяют стихии. Один из йогинов по преданию, увидел во сне пять прекрасных молодых девушек — обитательниц некоей гималайской горы. Одна из девушек явила себя в белом цвете, другая — в голубом, третья — в желтом, четвертая — в красном и последняя — в зеленом цвете. В соответствии с традицией, его посетили во сне тантрийские богини или дакини.

В индийской мифологии дакини считаются демоническими существами, которые причиняют людям зло, но могут иногда творить и добро. Считалось, что местопребывание дакини — на кладбищах, где они используют трупы для совершения своих магических ритуалов. Однако в ваджраяне дакинями называют супруг идамов.

Дакини играют большую роль в йогической практике ваджраяны. Индийские йоги, брахманские и буддийские, часто выбирали места захоронения для созерцания и достижения религиозного экстаза. В практику же медитации на кладбище обязательно входил ритуал вызывания дакини, с которыми связаны силы, помогающие пробуждать спящие способности сознания созерцателя.

Буддийский тантризм насчитывает пять высших дакини: Будда-дакини, Вадасра-дакини, Ратна-дакини, Падма-дакини и Карма-дакини, в единстве с которыми Татхагаты или Дхьяни-будды символизируют полярность женского и мужского начал.

Согласно буддийским тантрам, женским началом представлена Премудрость — Интуиция (Праджня), или осознание шуньяты, из которой все происходит и куда все возвращается. Мужским началом представлен метод (упая), с помощью которого осуществляется реализация интуиции, чем достигается совершенство Будды. Интуиция без Метода слепа, а Метод без интуиции не действенен.

Единство высших дакини с пятью ДхьяниБуддами подтверждается точным соответствием их цвета и местопребывания. Это главная "матрица": Адибудда, Ваджрасаттва, Пять Татхагат и Пять дакинь. Имена дакинь: Лочана (синяя), Дхармадхатвишвари (белая), Мамаки (желтая), Пандаравасини (красная) и Тара (зеленая) соответственно.

Пяти дакиням соответствуют пять элементов: Лочане — нирванистическое пространство (акаша или "эфир"), Дхармадхатувишвари — Земля, Мамаки — Огонь, Пандаравасини — Вода, Таре — Ветер (воздух). В процессе медитации Земля символизирует сознание, содержащее мысленные образы, Вода — сам процесс соединения образов, Огонь — активные стадии последовательности проявления образов, Ветер — обретение образами чувственных форм, а Пространство — полное растворение субъекта в объекте медитации.

Надо отметить, что, в соответствии с целью садханы, в разных школах и разных практиках цвета и направления в мандале могут менятся. Сфера самбхогакайи безгранична по своим проявлениям. Полярность мужского и женского начал, признанная в тантризме, представляет собой важную черту его символизма. Не исключая эротического аспекта такого союза, последователи ваджраяны связывают эту особенность прежде всего с высшей духовной реальностью в процессе Пробуждения.

Пять ДхьяниБудд эманируют пятерых духовных сыновей, или отражений, в виде Дхьяни-Бодхисаттв: у Вайрочаны это Самантабхадра (не путать с Адибуддой в древних тантрах), у Акшобхьи — Ваджрапани, у Ратнасамбхавы — Ратнапани, у Амитабхи — Авалокитешвара и у Амогхасиддхи — Вишвапани.

Исторически с пятью Дхьяни-Буддами, в свою очередь, корреспондируют пять земных Будд: Кракуччханда, Кашьяпа, Канакамуни, Шакьямуни и грядущий Будда Майтрея. Каждый из ДхьяниБудд проявляет свои особые формы, спокойные и белые (работающие с неведением), гневные и синие (работающие с ненавистью) , страстные и красные (работающие со страстью), желтозолотые (работающие с богатством и увеличением вообще), зеленые (работающие с творчеством, действием и исполнением), многоликие (многовременность), многорукие (имеющие разные формы активности), со многими ногами (обилие методов) со многими атрибутами (конктретные задачи), с разными партнершами (разные интуиции и мудрости).

Идамы и дакини ваджраяны несут в себе всю неизмеримую сокровищницу пробужденных качеств, с которыми практикующему предстоит отождествиться для самореализации, для открытия собственной Дхармакаи.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека