Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
ПРОЯВЛЕНИЕ БУДДЫ В ТАЙНЫХ МЕСТАХ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАНТРЫ - ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
В ваджраяне, или тантрийской практике буддизма, главное — постоянное поддержание чистого восприятия, преображение нечистого двойственного существования в чистое измерение посредством тайных методов.
Цель тантры — та же что и на пути отречения — сутрах — и заключается в достижении полностью пробужденного изначального состояния бытия, но иными методами.На этом пути преображения круговорот бытия становится чистым по природе и должен использоваться как средство, поддерживающее практикующего.
Тантра использует много искусных методов, которые применяются в соответствии со способностями и особенностями практикующего человеческого или нечеловеческого существа. Тантрийский путь — это путь для людей с острым умом и кармической предрасположенностью к практике мантраяны. Вступить на него можно лишь обладая совершенной бодхичиттой и правильным пониманием шуньяты.
Для того, чтобы заниматься практикой мантры, нужно иметь прямое общение с тантрийским Учителем и признавать Его как полного мастера всех сфер тантрийской практики. Благодаря получению от него полного посвящения, правомочности и наставлений становится возможным освобождение сознания в течение этой жизни.
Входом в тантрийскую практику является правомочность (абхишека, посвящение) , которая включает, в соответствии с определенными уровнями тантрийской практики, различные ритуалы и визуализации. Недопустимо пытаться практиковать тантру, не получив такого посвящения. Инициация влечет за собой определенные обязательства, первым из которых является соблюдение обетов (самай), связанных с практикой. Их нарушение ведет к перерождениям в низших мирах.
Следует также заниматься практикой действительного осуществления тантрийской мандалы, которая включает две стадии, процесс визуализации (утпаттикрама), или зарождения, и процесс завершения (сампаннакрама), включающие чтения мантр, практики особого метода реализации (садханы) и углубление этого в созерцании. Через практику союза двух стадий, в этой или последующих жизнях, достигается состояние Будды, имеющее четыре тела и пять мудростей. Таков общий путь практикования тантры.
Учения Будд на уровне самбхогакаи и отчасти дхармакайи известны как тантра, колесница мантры или буддийский тантризм. Согласно буддийским источникам, таким как "Жизнеописание 84 сиддхов", "Калачакра тантра", "Гухьясамаджа тантра" и "Четыре медицинские тантры" Будда Шакьямуни избирал для ваджрной (т.е. несокрушимой, отсюда наименование тантры — ваджраяна, "Алмазная колесница") проповеди особые и тайные места, известные лишь посвященным адептам. Кроме них, ими являлись отдельные, считающиеся наукой мифическими страны, такие как Шамбала, Уддияна, Сударшана. Здесь Будда преображался в тантрийское божество — идам (иштвадэвата) в окружении вторичных божеств мандалы — космической сферы — местопребывания идама, и вот такая манифестация с точки зрения непрерывности чистого сознания известна как тантра.
Проявляемая форма того или иного идама — это уровень самбхогакайи, тела чистых форм, поэтому тантрийская реализация — это прежде всего достижение этого тела блаженства или измерения богатства лучезарных форм. Самбхогакайя бесконечно чиста и многообразна, отсюда такое множество форм Ее проявлений в виде божеств и мандал, доступных для восприятия лишь практикующими соответствующие садханы — практики, открывающие врата во все многообразие существования. Запись опыта восприятия проявления в человеческом мире в виде текста также называется тантрой. Текст, содержащий 10 составляющих ваджраяны: видение, созерцание, поведение, посвящение, мандалу, ритуальные действия, обеты, способности, формы поклонения и мантры, называется коренной тантрой. Текст, рассказывающий об этих составляющих и разъясняющий их, известен как объяснительная тантра. Текст, подробно рассматривающий определенную составляющую, известен как побочная тантра.
Наконец, текст, посвященный сущности тантры или какойлибо неясной ей части, называется добавочной тантрой.
В некоторых учениях ваджраяны само существование изначальной природы ума, которое не может быть прервано, называется тантрой. Так как практика двух упомянутых стадий является методом проявления этого состояния, то и сам путь называется тантрой.
Существует огромное различие между тантрой в буддизме и индуистскими тантрийскими учениями. Иконографические символы тибетского тантрийского искусства иногда схожи с шиваистскими изображениями. Но Бидия Дандарон писал: "...смысл их совершенно противоположный. Юм буддийской тантры — это не шакти, она подчеркивает духовноинтеллектуальную, оценивающую сторону йогического опыта, или, иначе, она есть интуиция, непосредственно постигающая природу шуньи. Буддийские тантристы шакти определяют как майю, ту самую силу, которая создает иллюзию, поэтому она является продуктом эмоции неведения. Шакти, или майя, беспрерывно напоминает нашему уму о существовании эго. Поэтому она является основой сансары и только она удерживает всех живых существ в болоте сансары с безначального времени. Юм же — это праджня, раскрывающая сущность шуньи, которая есть противоположность майи".
Буддийское тантрийское божество (идам) — это сфера одного из тел Будды — самбхогакайи (тела блаженства) принимает определенную форму соответствующего цвета, с определенным количеством ликов, рук, атрибутов и пр., в зависимости от состояния или потребностей воспринимающего существа. Многие устрашающие формы Будд связаны с тем, что они проявлялись в соответствующих измерениях нечеловеческих существ, обладающих иным обличием.
Отождествление с идамом является главной тантрийской практикой. Ученик вначале развивает глубокое почитание своего гуру — наставника в тантрийском пути, который воспринимается в качестве Будды в форме божества — идама.
Мирные идамы пробуждают ученика к доброте, открытости и состраданию. С их помощью удается успокоить кармическую ситуацию или очистить сознание от клеш, а также реализовать увеличение необходимых достоинств и качеств.
Полугневные (или страстные) идамы представляют собой единство ваджрной страсти и гнева в трансцендентальном смысле — в одновременном акте привлечения необходимого для практики гнева и разрушения негативного, мешающего достижению пробуждения.
Гневные идамы связаны с динамической энергией ваджрного гнева, изначального сострадания, реагирующего бурным образом на кажущиеся омраченность и зло сансарного существования. Мужской идам (дака, херука) выражает пробужденную энергию мудрости (джняна), искусный метод и блаженство. Женский идам (дакини) выражает милосердие, шуньяту, интуицию и премудрость — Праджню. В союзе с херукой дакини может дать рождение пробуждению (бодхичитте). Мир тантрийских идамов можно уподобить некоему измерению, явленному Буддой и его последователями. Уже в ранних махаянских сутрах прослеживаются тантрийские элементы, ас IIIV вв. н. э. буддийский тантризм стал широко известен в Индии. Согласно традиционным воззрениям, тантризм присутствовал в изначальной проповеди Будды Шакьямуни, но проявился позже, когда для этого созрели необходимые условия, равно как благие, так и негативные с точки зрения сансарического ума, отчужденного от изначального всеблагого состояния.
Методы тантры, годные для "бурного", в отличие от "широкого", собственно махаянского пути были даны Буддой для тех индивидов, которые могли, или кармически должны были, развить более полное участие в феноменальной (сансарной) действительности и испытать более глубокое разоблачение корня индивидуального "Я".
Представляя собой конечное достижение цели, ваджраяна добавляет "положительный" оттенок к буддийским понятиям, имевшим ранее лишь отрицательный смысл. Так, нирвана, трактовавшаяся как уничтожение страдания и омраченности, в буддийском тантризме приобретает более положительное значение как "Великое блаженство (махасукха)". Согласно учению ваджраяны, индивидуальное "Я" представляет собой вид некого "фильтра" или препятствия, стоящего между сознанием и миром. Когда эта стена удаляется (реализация анатма), переживание (нирваны) становится настолько богатым, что это подобно тому, как если бы обычное "Я" вышло за пределы своих обычных границ. Блаженство здесь становится неописуемым, на этом и акцентирует тантра, когда заменяет слово нирвана на слово Махасукха. Таким образом, великое блаженство, в некотором смысле, есть непознанное качество всех сознаний, независимо от того, двойственны они или освобождены.
Несмотря на разработанность особых методов, ваджраяна не имеет своей отдельной философии, а вполне укладывается в рамки махаянских представлений. Все последователи буддийской тантры разделяют взгляды махаянских направлений философии. Все они разделяют воззрения мадхьямиков (прасангиков в первую очередь)и йогачаров.
В той или иной степени, все старые тантры в Тибете больше тяготели к виджнянаваде и мадхьямикесватантрике, а новые тантры трактовались в ключе преимущественно мадхьямикипрасангики.
Современными учителями признается единство сутры и тантры в практике существующих школ тибетского буддизма. Хинаяна и махаяна оказываются, в своем сущностном смысле, основой для практики тантрийских методов трансформации или преображения.
Общим для теории и практики развитой махаяны и тантрийских учений является понимание собственной природы как природы Будды, которая является сущностью любого существа. Это понимание приходит посредством практики, а не является плодом чисто интеллектуальных размышлений.
Если мы лишены природы Будды, то что тогда опора для практики: Зачем нам практиковать такие сложные практики, и понимать символику, если природа Будды не находится уже внутри нас и не ожидает проявления? Было бы нелепо практиковать, если бы наша истинная природа не была бы тождественна Будде. Это подобно бесплодной попытке выжать масло из камня.
Однако, мы должны стараться реализовать собственную природы Будды, несмотря на то, что все мы обладаем этой природой. Это так же, как вы можете не узнать, что масло является сущностью молока, если не взобьете это молоко и не потрудитесь над этим; вы, действительно, должны взбивать с усердием. Путь любой из совершенных колесниц должно практиковать с усердием, чтобы понять свою истинную природу. Но всегда нужно помнить, что практики только открывают то, что в вас уже присутствует. В этом сутры и тантры едины.
Если взбивать воду, надеясь получить масло, то ничего не получится. Мы преодолеваем трудности на духовном пути, потому что наша сущность уже является Буддой. Если бы это было не так, то практика была бы бессмысленной. Этот процесс подобен очищению руды, о которой мы знаем, что золото в ней есть.
Последние шесть колесниц буддизма, которые включают криятантру, или тантру действия, чарьятантру, или тантру исполнения, йогатантру и ануттарайога тантру (высшую непревосходимую тантру), которая разделяется в традиции старых переводов на маха, ану и атийоги, а также на отцовские, материнские и недвойственные тантры в традиции новых переводов, — все они являются частями тантрийского пути.
Первые три известны как внешние тантры, последние три — как внутренние. Они также называются колесницами плода, потому что эта практика в первую очередь концентрируется на результате пути, который сам по себе принимается как практика.
Это путь для исключительно одаренных, которые обладают выдающимися способностями, имеющими исключительные заслуги. Все вместе они относятся к буддизму мантры или тантризму. В тантре, называемой "Херука Кальпа", утверждается: благодаря колеснице причины можно понять, что сознание есть причина состояния Будды. В колеснице результата созерцают, что само сознание есть состояние Будды.
Эти шесть высших колесниц более необычны, чем низшие, из-за большого разнообразия глубоких и быстрых искусных методов, связанных с их практикой по сравнению с обычными методами сутры, благодаря некоторому числу отличительных черт.
В тексте, называемом "Светильник трех методик", утверждается: "Цель та же самая, но нет заблуждения, Есть много искусных методов и нет трудностей, Он для людей острого ума, поэтому тантраяна особенно благородна".
Шесть колесниц тантры рассматриваются таким образом, что сущность сознания является конечным достижением, или плодом, и что это было внутри нас с самого начала, но было скрыто преходящими омрачениями и отрицательными воздействиями. Если они снимаются и происходит распознавание собственной внутренней природы, то это есть достижение конечного плода. Поэтому в этом случае здесь нет разделения на "предшествующее и последующее", что обычно связано с причиной и следствием. Поэтому это называется колесницей плода. Тантры применяют в качестве метода очищения и преображения.