Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Пять мудростей (джняна) Будды

1. Мудрость абсолютного пространства (Дхарма-дхату-джняна) — это всепронизывающая мудрость, неотделимая от абсолютного пространства. Она является о,сновой для обозначений тела природы и тела истины. Также мудрость блаженства и шуньи. Источник дхармакаи, абсолютного тела.

2. Зерцалоподобная мудрость (адарша-джняна) подобно тому как познается отражение в зеркале, она знает ясно, но без концепций субъекта и объекта. Она — источник Самбхокайи и следующих трех мудростей.

3. Мудрость равностности (саматаджняна) — это знание расширяющихся тождеств, обнаружение единой природы во всем, пребывание в равностности за счет преодоления крайностей сансары и нирваны, а также равно для всех проявляющая природа Тела Будды, источник Нирманакаи.

4. Различающая мудрость (пратьявекшана-джняна) — это мудрость, различаю-щая мудрости и клеши, аналитическое интуитивное знание.

5. Всеисполняющая мудрость (критьянустхана-джняна) — это знание преодо-ления кармы, исполнение всяческих благ во всей вселенной через просветленные действия тела, речи и ума Будды.

В схематическом изложении, общая структура махаяны будет следующей:

Бодхисаттваяна или Колесница бодхисаттв или Парамитаяна — Колесница совершенств.

Воззрение. Бодхисаттва приходит к заключению, что все явления лишены какого-либо индивидуального "Я" и пусты (Шуньята).

Цель. Стремление достичь полностью пробужденного состояния бытия (Бодхичитта и нирвана) ради других.

Практика. Они практикуют шесть парамит: даяния, нравственности, терпения, усердия, созерцания и премудрости-праджни, развивают четыре качества для привлечения к Дхарме: даяние (в том числе и Учения), приятная речь, практика согласно смыслу Дхармы и побуждение других действовать в соответствии с этим смыслом.

Медитация. В четырех путях тренировки созерцание двойного отсутствия индивидуального "Я" и тридцати семи аспектов (крыльев) пробуждения. Эти 37 аспектов бодхичитты таковы: четыре основы памятования, четыре совершенных отречения, четыре магические силы, пять способностей, пять сил. семь ветвей пробуждения и восьми членный путь.

Результат пути. В период времени от трех неизмеримых кальп до 16 жизней бодхисаттва достигает для себя полностью пробужденного состояния, Дхармакайи (космическое тело), ради других до окончания круговорота бытия будет являться и действовать на пользу живым существам посредством двух совершенных тел формы, а именно самбхогакайи (тело блаженства) и нирманакайи (тела проявленного).


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека