Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Десять бхуми

1. Ступень блаженства (прамудита)

Здесь осознается истина об отсутствии самостоятельной сущности личности (пудгала) и дхарм. После достижения четвертой ступени интуиции на пути начинающего начинается весьма яркое запредельное познание, лишенное всех сформированных в мышлении представлений, что дает ему возможность осознания того, что все дхармы лишены их собственной сущности. Тогда бодхисаттва и вступает в состояние совершенства; возникает путь видения: он радуется созерцанию истины (таттва), ранее недостижимой, и поэтому ступень эта так и названа. Затем он избавляется посредством видения (шуньи) от 112 клеш; остальные 16 клеш, относящиеся к трем локам (трем мирам), отбрасываются на следующих ступенях пути созерцания.

Будучи побуждаем приближением совершенного из-начального состояния, бодхисаттва трудится на благо других, как если бы это благо было его собственным; таким образом, здесь наиболее интенсивно происходит совершенствование парамиты даяния. Хотя бодхисаттва и осознал истину (таттва), но он еще не полностью понимает свою подверженность малым грехам (препятствиям на пути). На четвертом пути созерцания бодхисаттва достигает уровня второй бхуми или "земли".

2. Ступень безупречной чистоты (вимала)

Необходимым условием достижения этой ступени является осознание своей подверженности малым грехам. Здесь происходит наиболее интенсивно этическое совершенствование, реализуется парамита Нравственности. Ступень названа Безупречная Чистота (незапятнанность, потому что следы нечистого поведения уничтожены, а бодхисаттва достиг осознания своей подверженности малым грехам. Он остается на второй ступени до тех пор, пока не обретет способности удерживать власть над всеми мирскими самадхи и объектами, хотя он и изучил их. Когда же это условие выполнено, он вступает на третью ступень.

3. Ступень светоносная (прабхакари)

Здесь бодхисаттва переносит все виды страданий с целью удержания своей власти над тем, что он изучил, и над завершенностью всех мирских самадхи; поэтому здесь происходит наиболее интенсивное совершенствование парамиты терпения. С достижением указанных самадхи на этой ступени обретается запредельный, ни с чем не соизмеримый свет знания, и поэтому ступень названа — светоносная. Он остается на этой ступени до тех пор, пока не обретет способность постоянно пребывать в условиях, благоприятных для пробуждения, как только они достигаются, до тех пор, пока его сознание не освободится от сильного желания. Когда он преуспеет в этом, а это необходимое условие, он вступает на четвертую ступень.

4. Ступень блистательная (арчишмати — "яркость ума")

Здесь он постоянно пребывает в условиях, благоприятных для Пробуждения, с целью преодоления всех желаний тела, речи и сознания; при этом здесь про-исходит наиболее интенсивное совершенствование парамиты энергии или усердия. С этого момента огонь условий, благопробуждения, способен поглотить топливо всех клеш, поэтому она так и называется. Он остается здесь, созерцая четыре истины, пока не обретет способность освободить сознание от склонности к сансаре и не обратить его к нирване, и пока не обретет способность созерцать условия, благоприятные для пробуждения. Когда же он становится способным к этому, он вступает на пятую ступень.

5. Ступень труднодостижимая (судурджая)

Здесь созерцание условий, благоприятных для Пробуждения и сопровождаемых искусными средствами, труднодоступно для практики, поэтому ступень так и названа. На этой ступени в результате разностороннего созерцания Четырех Благородных Истин, происходит наиболее интенсивное совершенствование парамиты Медитации (дхьяны), и бодхисаттва неоднократно пребывает в условиях, благоприятных для пробуждения. До тех пор, пока он не способен достигать состояния, в котором признаки вещей совершенно невоспринимаемы, его сознание охвачено омраченностью, возникающей при обраще-нии к течению сансары, и он остается на пятой ступени. Когда же он способен преодолеть это, он вступает на шестую ступень.

6. Ступень обращения к ясности (абхимукхи)

На этой ступени бодхисаттва пребывает в созерцании закона Взаимозависимого Возникновения в результате чего здесь наиболее интенсивно происходит совершенствование Праджня-парамиты. Таким образом, его внимание обращено ко всем без исключения свойствам Будды; поэтому ступень эта так и названа, бодхисаттва пребывает в таком состоянии, в котором никакие признаки вещей не воспринимаются. Он остается здесь до тех пор, пока не обретет способность беспрерывно достигать сосредоточенности в осознании того, что никакие признаки вещей не воспринимаемы. Когда же он спо собен к этому, он вступает на седьмую ступень.

7. Ступень Далековедущая (Дурангама)

На этой ступени бодхисаттва достигает осознания того, что никакие признаки вещей не существуют, но он еще не преодолел эмпирическую ступень, на кото-рой внимание фиксируется на признаках этих вещей. На этой ступени наиболее интенсивно происходит совершенствование парамиты Искусных Средств (упайя) или парамиты Метода, и хотя имеются определенные трудности в преодолении этой ступени, но она будучи связана с путем, лишенным усилий, так и называется. Бодхисаттва остается здесь до тех пор, пока не обретет способность достигать сосредоточенности в осознании того, что никакие признаки вещей не воспринимаемы (анимитта), что и явля-ется критерием отсутствия усилий. Когда же он способен к этому, он вступает на восьмую ступень.

8. Ступень непоколебимая (ачала)

Здесь он беспрепятственно достигает условий, благоприятствующих добродетели и здесь наиболее интенсивно происходит совершенствование парамиты, связанной с совершенствованием Обета о спасении всех существ. Поскольку здесь он не отклоняется от состояния отсутствия усилий и невосприятия всех признаков, ступень эта так и называется. Он пребывает в этом состоянии отсутствия усилий и невосприятия до тех пор, пока не приобретет совершенство в проповеди Учения со всеми многообразными его классификациями, разъяснениями и т.д. Когда же он достигнет мастерства в этом, он вступает на девятую ступень.

9. Ступень безупречная (садхумати)

Здесь бодхисаттва достигает особой формы четырехчленного знания (дхарма, артха, нирукти, пратибхана) и наделяется особой силой премудрости — Праджни, поэтому здесь преобладает совершенствование парамиты Силы духа. Ее название исходит из того, что здесь бодхисаттва достигает духовной безупречности, благодаря способности проповедавать Учение во всех его аспектах. Он остается здесь до того момента, пока не обретет способность представлять магические творения (нирмана), такие, как поля Будды (буддха-кшетра) и собрания (то есть не обретет способность "творить" миры Чистые Земли вместе с населением), завершать духовную зрелость существ и вступает в полное обладание Учением. Когда же он способен к этому, он вступает в десятую ступень.

10. Ступень облако учения (дхармамегха)

Здесь бодхисаттва овладевает особым знанием, которое ведет к развертыванию всех сил существ посредством магических творений; таким образом, на этой ступени преобладает совершенствование парамиты мудрости или знания (джнянапарамита). Поскольку проповедь Учения подобна дождевому облаку, которое орошает истиной все миры, эта ступень так и названа.

Итак, им достигнуто совершенное владение нирманакаей. Он остается здесь до тех пор, пока не обретет способность вырабатывать Всеведение в отношении всех познаваемых аспектов без всякой привязанности к ним и совершенно беспрепятственно. Когда же он способен к этому, тогда и достигается ступень Будды, выше которой ничего не существует, ибо уже были достигнуты кульминационные пункты всех видов совершенства. Даже Будда не может выразить их безупречное совершенство.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека