Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Практика созерцания в колеснице бодхисаттв
С точки зрения махаяны, индивидуальные комплексы дхарм или единичные абсолютные сознания (алая), охваченные безначальным волнением, безостановочно проявляются в виде живых существ, мечущихся в круговороте бытия, в болоте рождения и смерти. Эти существа подвержены бесчисленным превращениям, бесконечному повторению жизни со всеми ее страданиями. Однако в основе каждого живого существа скрывается тяга к успокоению, которая начинает проявляться в тот момент, когда в потоке сознания и его содержания появляется дхарма чистой "мудрости", "прозрения" (праджня), благодаря которой живое существо начинает понимать смысл бытия, т. е. все отчаяние и бессмысленность процесса бывания. пока оно не увидит цели, к которой должно стремиться.
С момента решения сознательно содействовать процессу спасения путем сознательного подавления элементов волнения данный поток жизни вступает на путь к спасению. Буддистов занимает вопрос, может ли живое существо опять забыть о том, что оно постигло в момент Прозрения; может ли оно остановиться на пути, если оно уже на него вступило, и снова оказаться во тьме, заброшенным в "океан бытия", пока вновь не возникнет элемент Прозрения. Колебания и падения допускаются, но до определенного уровня, когда падение уже невозможно и достижение спасения обеспечено: каждая дхарма может получить спасение; каждое существо, по учению махаяны, есть будущий Будда, бодхисаттва, "существо, вмещающее мудрость".
Те, которые еще не вступили сознательно на путь освобождения, называются простыми людьми (притхаг-джана) в противоположность Ариям (святым) или высшим существам (арья-пудгала). Но достижение спасения чрезвычайно трудно и требует бесконечных усилий, ибо в состав субстрата личности входит бесконечно большое число элементов, находящихся в колебании или волнении и подверженных процессу рождения и исчезновения. На пути к спасению поток сознательной жизни принимает форму то одного, то другого сознательного существа вместе с переживаемым им миром и проходит через длинный ряд ступеней, которые в махаянских текстах подробно описываются и объясняются. За это время практикующий бодхисаттва постепенно сокращает число дхарм (носителей волнения), входящих в данный поток, благодаря успокоению все большего их числа.
Описываемые в текстах махаяны высшие ступени на пути к успокоению или к нирване имеют ближайшее отношение к практике созерцания и являются, в сущности, ничем иным, как теми же степенями, но рассматриваемыми как длящиеся, самостоятельные формы бытия, принимаемые потоком сознательной жизни.
Реализация парамит бодхисаттвой на десяти уровнях (бхуми).
Когда бодхисаттва реализует практику Упайи (метода), накопления добродетелей, он понимает, что для практики Метода необходимо сопутствие Премудрости (Праджни), которая обнаруживает суть вещей. Таким образом он вступает на путь пробуждения — через слияние Премудрости и Метода (праджни и упайи).
Бодхисаттва стремится к благу других существ, стремится быть полезным для них, и каждое действие его несет печать милосердия. Он понимает совокупности дхарм (скандхи) просто как иллюзорные, но не желает отказаться от них, так же он относится и к другим составленным вещам. В процессе этой медитации имеются двенадцать состояний, называемых ступенями (бхуми), последовательно восходящими от начальной степени (адхимуктичарьябхуми) до ступени Будды.
Прежде чем вступить на первую ступень пути, бодхисаттва достигает две промежуточные ступени. На первом пути накопления он достигает ступени первичных деяний (адикармика бхуми) — это начальная ступень.
На втором пути освоения он достигает ступени Усердного Устремления (адхимуктичарья бхуми) — это начальная ступень преданности. Здесь бодхисаттва осознает, что личность, так же как и дхарма, лишена самости. При этом его преданность истине столь велика, что он не покоряется даже Маре, и благодаря этой преданности он размышляет о сущности (таттва). Хотя при этом бодхисаттва все еще пребывает на низшем уровне обычных людей, он все же преодолел заблуждения невежественных, ибо обладает неограниченными самадхи, дхарани, вимокша, сверхъествественными способностями (абхиджня) и т.п.
Затем, созерцая нереальность всего, он приближается к овладению четырьмя видами Премудрости — Праджни, соответствующих его пребыванию на низшем, среднем, высшем и наивысшем уровнях, где осознается отсутствие самостоятельной сущности этой личности (пудгала) и всех дхарм; этими четырьмя видами Праджни являются:
1. Тепло, достигаемое посредством Самадхи беспредельного света, когда переживается Слабый свет Знания.
2. Высшая точка, достигаемая посредством Самадхи возрастающего беспредельного света, когда переживается Средний свет Знания.
3. Восприятие истины об отсутствии возникновения внешних предметов, достигаемое посредством однонаправленного Самадхи и постижение того, что все является только продуктом сознания, когда переживается Яркий свет Знания.
4. Недвойственное знание, лишенное представлений о субъекте и объекте, достигаемое посредством Самадхи беспрерывного, непрекращающегося, не имеющего ничего в промежутках.
После этого сущность (таттва) доступна познанию йогина. После этого согласно условиям достижения выделяются одиннадцать ступеней. С пути видения до пути "неучения" бодхисаттва проходит 10 бхуми.