Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Основные практики махаяны

Прибежище.

Сама форма Прибежища в Махаяне отличается большим разнообразием, нежели в хинаяне, поскольку с признанием Учителя фигурой, неотличимой от Будды, возросла и роль индивидуальных методик по достижению Освобождения. В короткие формулы Прибежища к Трем Драгоценостям, добавляется строчка о зарождении альтруистического намерения — Мысли о спасении всех — бодхичитты.

К Трем Драгоценностям прибегаю!

Да освобожу я всех живых существ!

Да зародится истинная бодхичитта!

Далее как правило идут Четыре Безмерных бодхисаттвовских намерения, своего рода раскрытие бодхичитты: любовь, сострадание, сорадость и равностность. При этом считалось, что сострадание, присущее обычным людям бодхисаттвы не испытывают, в силу более высокого чувства, а именно милосердия. Несмотря на кажущуюся простоту этих четырех намерений существует постоянная угроза их подмены, что бдительно должен пресекать практикующий махаяну и грань, отделяющая истинные намерения от их подобий очень тонка.

Любовь может подмениться сентиментальностью (к объектам, которые нужно подавлять, например, к марам, к губителям и пр.), милосердие можно спутать с пессимизмом и унынием (все страдают, я тоже страдаю, как все печально!), сорадость можно спутать с эйфорией (все идет прекрасно, все путем!), а равностность часто путают с удобным равнодушием, невмешательством (в чужие проблемы).

Почти в каждом махаянском культовом тексте следом за Безмерными помещалась так называемая Семичленная Молитва, выражающая настроения сынов Будд — бодхисаттв, в ней практикующий обращался к Буддам, во всем их множестве, равному числу пылинок, затем шло выражение преклонения, раскаяния в грехах, происходящая от этого радость, призыв к Буддам не уходить в нирвану, а продолжать вращать Колесо Дхармы... Призыв завершался посвящением заслуг на благо всех живых.

В махаяне, ввиду возрастания множественности подходов к индивиду для решения его проблем на пути спасения, возрастает роль "духовных друзей" или кальянамитр — учителей, поэтому в махаянских текстах постоянно присутствует понятие гуру (от кого свет), учителя, ачарьи. Так постепенно складывается махаянский образ Древа Прибежища.

"Намо Гуру! Начиная с этого момента и до времени пока не достигну сердца бодхи, вместе со всеми живыми существами, числом равным пространству небес, прибегаю к Прибежищу Святых Учителей, благодетельного Учителя вместе с учителями традиции, полновластному владыке Арья Сангхи, источнику 84 разделов Учения, воплотившего в себя все активные качества Тела, Речи, Ума, Достоинства и Творчества всех Татхагат трех времен и десяти направлений,

Прибегаю под Прибежище к Будде,

Прибегаю под Прибежище к Дхарме,

Прибегаю под Прибежище к Сангхе...

Находящимся в центре Пробуждения Будде, Дхарме и высшему собранию Сангхи вплоть до достижения бодхи поклоняюсь. Мною, через реализацию парамиты Даяния и другие парамиты да будет реализовано состояние Будды ради блага всех живых существ!

Монах в сцепе	Будд — бодхисаттве Авалокитешваре. Живопись на шелке. Фрагмент. Дуньхуан

Семичленная молитва

Поклоняюсь Трем Драгоценностям.

Каюсь во всех своих прегрешениях и в каждом в отдельности.

Радуюсь благу всех живых сушеств, да удержу в своем уме чистую Пробужденную Мысль.

Находящимся в центре Пробуждения Будде, Дхарме и высшему собранию Сангхи вплоть до достижения бодхи я поклоняюсь.

Да будет осуществлено Зарождение Пробужденной Мысли ради полного осуществления состояния Будды мною и другими.

Осуществив Зарождение этой Мысли о Высшем Пробуждении, направляю ее на благо всех живых существ.

Высшая ценность Пробуждения, войдя в ум, да очистит его. Да будет ради блага всего живого реализовано состояние Будды!


Четыре безмерных мысли бодхисаттвы

1. Майтри-Любовь-дружественность: Пусть все живые существа пребывают в блаженстве и пусть всегда будет причина к нему!

2. Каруна — Милосердие: Пусть все живые существа пребывают без страдания и пусть не будет причин к нему!

3. Мудита — Сорадость: Пусть все живые существа пребывают в блаженстве без страдания!

4. Упекша — Равностность: Пусть все живые существа пребывают в равном отношении без ненависти и страсти к чужим и близким!

С опорой на эту истину Будда проповедовал: "Нет смерти и нет рождения, нет прекращения и нет вечности, нет входа и нет выхода, нет смысла в множественном и нет смысла в единичном. Но если нет распространения целенаправленности на деятельность (если нет опоры на деятельность, ведущую к появлению и возрастанию кармы), и если есть стремление к Покою, то для этого был проповедан успокаивающий Путь — так проповедовал Будда, ему я поклоняюсь".

Поклоняюсь Праджня-парамите вместе с собранием духовно пробужденных последователей. Поклоняюсь повсюду распространя-ющемуся свету Самантабхадры, светящему, подобно различающему знанию, ставшему Владыкой всех живых существ без исключения, покоряющему все сонмища мар, постигающему без предубеждений всю таковость, Его, Победителю, вместе с окружением прошу прийти сюда.

Прошу, чтобы мое тело было омыто таким же образом, как боги-небожители чистейшею водой омывают свое тело.

Основание земли благовониями умастив, разбросав цветы, горой Сумеру с четырьмя континентами, солнцем и луной украсив области Будд — все это, представив, подношу. Все живые существа да достигнут Чистой Земли Будды!


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека