Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Школы виджнянавады

Философ школы читтаматра — это последователь философии махаяны, не признающий бытия внешнего мира как сущего, отличного от ума, но признающий истинное бытие объектов восприятия. Традиция читтаматры разделилась на два главных философских направления. Их стали называть "проявленность как истина" и "проявленность как неистинность". Такие названия они получили потому, что основа их философских расхождений заключается в том, какой статус приписывался грубым формам, проявляющимся как непосредственно воспринимаемые органами чувств образы.

В первой традиции утверждалось, что дхармы существуют в том самом виде, как они проявляются в сознании обычного человека. Во второй же утверж-далось, что они не существуют в том виде, в каком проявляются. Кроме того, последователи читтаматры разделяются на "следующих писанию" и "следующих логике". В первой традиции, которая идет от Асанги, говорится о восьми видах сознания. Во второй, к которой принадлежали Дигнага и Дхармакирти, признаются только шесть из них.

Ни одна из этих школ не признает внешнего бытия дхарм, и именно благодаря этой убежденности в том, что все в трех мирах есть природа самого ума и ничто иное, они получили другие названия: читтаматра (только ум) и виджнянавада (форма есть сознание).

Еще одно наименование этой школы — йогачара, или "традиция йогической прак-тики". Это объясняется тем, что философы данной системы выдвигают принципы поведения и практики пути и достигают своей цели, применяя йогу для постижения того, что все объекты восприятия и ум имеют одну и ту же природу.

Когда говорят об основе бытия, то здесь говорится об объектах (т. е. объектах сознания) и об их обладателях (т. е. сознаниях чувств). Первое, по существу, охватывает все объекты знания. Сами объекты знания объединяются в три категории: полностью мнимые дхармы, зависимые дхармы (букв, "дхармы, подверженные влиянию других сил") и дхармы, признаваемые абсолютными. Дхармы первой категории, в отличие от двух последних категорий, не являются истинно существующими. Когда последователи читтаматры относят эти категории к одному из двух уровней истины, они утверждают, что относительный уровень истины охватывает все составные дхармы и включает в себя как полностью мнимые, так и зависимые дхармы.

Выражение "дхармы, признаваемые абсолютными" является синонимом выражения "абсолютный уровень истины". Здесь отсутствие "Я" дхарм соответствует дхармам, признаваемым аб-солютными, а отсутствие "Я" личностей — полностью мнимым дхармам. Традиция, признающая существование восьми сознаний, обнаруживает те же самые взгляды относительно шести основных видов сознания(пять сознаний чувств и сознание ума), что и другие буддийские школы. В дополнение к этому сторонники читтаматры говорят еще о двух видах сознания.

Первый из них — алая-виджняна, или сознание-основа (букв, "ум-основавсего"), непоколебимый первичный ум. Этот ум представляет собой неомраченную, неопределенную дхарму [т. е. в текстах не определено, является ли он благим или неблагим]. Он не омрачен, когда принадлежит потоку бытия архата, однако, вследствие того, что он существует в потоке сознания даже самого недобродетельного человека, его нельзя назвать благим, а поскольку он присутствует и в потоке сознания самого высокого божества, его нельзя назвать неблагим. Таким образом, его нельзя определить такими понятиями, как благое и неблагое.

Второе признаваемое читтаматрой дополнительное сознание — это "мановиджняна" — "заблуждающееся сознание". Когда это сознание постигает сознание-основу, его аспект становится фактором приверженности к "Я". Об этом сознании говорится как о неомраченной, не имеющей определений дхарме. Оно не имеет определений, поскольку присутствует и в просветленном Существе, не проявляясь как заблуждение.

За исключением прямого одновременного самопознающего сознания и прямого йогического восприятия, считается, что все прочие прямые восприятия искажены в потоке бытия обычного человека. Однако все виды прямого восприятия всегда свободны от рассудочных понятий. Обсуждение путей реализации школа читтаматра начинает с колесницы хинаяны, она считает, что главными объектами, постигаемыми посредством практики, являются Четыре Благородные Истины со своими шестнадцатью аспектами. Архат колесницы пратьекабудды сначала медитирует о них в течение сотни кальп, одновременно применяя конкретные методы накопления заслуг. В результате он достигает состояния пратьекабудды. Если тот же самый путь практиковать без накопле-ния заслуг (практиковать только лишь медитацию об отсутствии "Я" личности), то будет достигнуто состояние архата колесницы шраваков. Для обоих типов практиков хинаяны главный, по их мнению, объект медитации — это отсутствие "Я". Объекты, которые они отвергают, — это омрачения и клеши. В этом отношении их путь ничем не отличается.

Пути шраваков и пратьекабудц отличаются, с точки зрения школы читтаматры, только продолжительностью накопления заслуг. Соответственно, плоды этих двух путей будут выше или ниже только в этом отношении.

Взгляды на махаяну в читтаматре следующие: двумя главными объектами ме-дитации являются, вопервых, отсутствие "Я" личности, означающее шуньяту его реального собственного бытия, а во- вторых, отсутствие "Я" дхарм. Эта последняя шуньята относится к тому качеству зависимых дхарм, что они не имеют бытия как объекты, отличные от сознания, а также к шуньяте, которой наделены полностью мнимые дхармы, поскольку у них нет никакой собственной природы.

По мнению читтаматринов, практики махаяны медитируют о том, что указано выше, сочетая это с методами накопления заслуг в течение трех неисчислимых кальп, тем самым проходя пять путей и десять ступеней к освобождению и устраняя как омрачения приверженности к своему "Я" в собственном потоке сознания, так и омрачения, препятствующие всеведению, которые связаны с приверженностью к "Я" дхарм. Реализация — это состояние несравненного просветления, обладающего природой трех кай Будды.

Считается, что все эти три колесницы объединяют в себе пять путей. За исключением "следующих логике", все ос-тальные учителя читтаматры неизменно утверждают, что каждая из этих трех ко-лесниц своим плодом имеет абсолютное и вечное состояние реализации.Большинство философов-читтаматринов признают плодом (результатом практики) три типа нирваны: нирвана с сансарным остатком, нирвана без остатка и не-пребывающая нирвана. Они также признают учение о трех каях Будды: дхармакае, самбхогакае и нирманакае, а также учение о двух видах дхармакаи, имеющих природу мудрости: джнянакайе и свабхавакайе.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека