Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Школы мадхьямики

Мадхьямика означает "Срединное воззрение", воззрение свободное от крайностей этернализма и нигилизма. Если объект отрицания сформулирован неправильно, есть опастность впасть в одну из двух крайностей. Первая крайность — это нигилизм. Не понимая, в чем заключается объект отрицания, можно подумать, что вообще ничего не существует. Из-за этого сложно породить в себе сострадание, потому что в вашем представлении страдания не существует, живых существ не существует. Сложно развить в себе мудрость, потому что может казаться, что мудрости нет. Ничего нет — даже самой пустоты, полагает попавший в крайность нигилизма.

Вторая крайность называется этернализмом, или постоянством, "вечностным" взглядом. Это представление о том, что явления имеют независимое субстанциональное существование. Именно изза такого восприятия мы и привязаны к кругу сансары. Эту высшую систему буддийской философии называют еще и шуньявадой, так как здесь присутствует непревзойденное понимание шуньяты. Следует заметить, что традиционный перевод шуньяты как пустоты не совершенен и открывает только одну, хотя и важнейшую сторону, этого сущностного понятия. Другими сторонами этого понятия являются "неопределимость" или "непознаваемость".

Шуньята превосходит, или предшествует, двойственности субъекта и объекта. Это "бездна", источник, данность и завершение всего. Обладающий мировоззрением мадхьямики придерживается философии махаяны, исходя из понимания того, что ничто, даже мельчайшая частица, не имеет истинного необусловленного бытия.

Мадхьямика представляет собой предельное воззрение, доступное философствующему уму. Дальше идет переживание прямого восприятия реальности, не поддающееся словесному описанию. Мадхьямика как бы "исчерпывает" понятийный ум, не оставляя ему никаких опор и надежд, вынуждая обратится к своей неописуемой пустотной и светоносной природе. Подобное мировозрение не является нигилистичным, оно освобождает ум для непосредственной духовной практики. Понять мадхьямику можно лишь находясь в русле традиции и обладая соответствующим опытом созерцания.

Еще до прихода Шакьямуни и Нагар-джуны в Индии существовало представление о том, что реальность не может быть описана методами дискурсивного мышления. К примеру, существовала схема "чатушкотики" — "имеющая четыре вершины". Ее сторонники утверждали, что о любом воспринимаемом или ги-потетическом предмете, включая онтологические, можно сказать, что он (1) есть, или (2) не есть, или (3) есть или не есть, или (4) ни есть, ни не есть. Буддисты, используя чатушкотику и подобные ей познавательные схемы в дидактических целях, шли и за эти пределы, постулируя изначальную логическую не описуемость изначального состояния и его проявлений. При этом значение разума нисколько не принижалось, буддизм — это самая "философичная" религия, просто ум занимал соответствующее, очень высокое, но именно соответствующее ему место. Ему отводилась роль проводника к тем областям существования, где он бессилен.

Правильно понятый ум есть основа всего. Его чистота все проясняет, а его благое состояние приносит всему благо. Буддийское философствование очищает и утончает ум, а не превращает его в старый чулан, полный ненужных вещей. Великий тибетский практик и философ Лончен Рабжамба писал: "Неосознание того, что все — ничто иное, как проявление нашего собственного ума, называется сансарой". Традиция мадхьямики разделяется на два философских течения: мадхьямикасватантрика и мадхьямика-прасангика.

Мадхьямика-сватантрика.

Придерживающийся взглядов мадхьямики-сватантрики признает отсутствие собственного бытия дхарм, но утверждает, что на относительном уровне истины все объекты познания имеют собственное бытие благодаря отличающим их особенностям существования. Две главные философские школы, которые выделились из общего потока мадхьямики-сватантрики, — это йогачары-сватантрики и саутрантики-сватантрики. Философ, принадлежащий к первым из них, утверждает, что все вещи не обладают истинным бытием, но признает бытие одновременного самопознающего сознания.

Философ второй системы характеризуется как последователь сватантры, ут-верждающий, что на относительном уровне внешний мир имеет под собой субстанциональную основу, отличную от ума. Учитель Шантиракшита и его последователи широко распространяли взгляды первой из этих школ. Бхававивека и его последователи придерживались второго направления. Термин сватантра означает "обладающий собственной неотъемлемой силой".

Система Шантаракшиты.

Говоря об основе бытия, йогачары-сватантрики определяют абсолютную истину как объект прямого и имеющего силу восприятия, переживание которого характеризуется отсутствием проявления двойственности. Относительная же истина, по определению, — это объект, переживание которого характеризуется присутствием двойственности. Когда йогачары-сватантрики подробно разбирают абсолютный уровень истины, они говорят о шестнадцати видах пустоты. Сокращенно говорят о четырех видах пустоты.

Разбирая относительную истину, они говорят о "правильной относительной истине" и "ложной относительной истине". Пример первой из них — вода. Пример второй — вода, видимая в мираже. Бхававивека и его последователи тоже придерживаются приблизительно такого же мнения. Что касается путей, эта школа считает, что путь шравакаяны заключается в про-зрении природы отсутствия "Я" личности; путь пратьекабуддаяны заключается в прозрении пустотной природы и дхарм, и сознания в том смысле, что они не существуют как нечто различное; путь же махаяны заключается в прозрении пустоты истинного бытия всех дхарм.

Объекты, подлежащие устранению, — это омрачения страстями и омрачения, препятствующие всеведению. В данном случае говорится, что омрачения страстями пронизаны приверженностью к "Я" личности, а омрачения, препятствующие всеведению, пронизаны приверженностью к "Я" других дхарм. Что касается омрачений, препятствующих всеведению, то они имеют два уровня: грубый и тонкий. Пример первого из них — склонность считать объекты восприятия внешними по отношению к сознанию. Пример второго — склонность признавать бытие дхарм, например скандх, истинным. Говоря о нирване, они признают нирвану с сансарным остатком и непребывающую нирвану. Они также признают учение о четырех телах Будды.

Система Бхававивеки.

В этой системе толкование двух уровней истины напоминает толкование йогачарьев-сватантриков за исключением того, что за основу бытия здесь признают бытие внешнего мира и отрицают учение об одновременном самопознающем сознании.

Высказывая свое мнение о путях, сто-ронники этой системы утверждают, что шраваки и пратьекабудды не обретают постижения отсутствия "Я" дхарм, а постигают только отсутствие "Я" личности; не говорят они и о пути прозрения пустоты сознания и объектов его восприятия. В других отношениях их представление о путях, в основном, соответствует представлению йогачарьев-сватантриков. В этой традиции не разделяются на грубый и тонкий уровни ни омрачения, которые подлежат устранению, ни отсутствие "Я", которое следует постигнуть. Поэтому восемь состояний практикующих могут относиться и к шравакаяне, и к пратьекабуддаяне.

Мадхьямика-прасангика.

Отличительная черта этой школы заключается в том, что она доводит до абсурда неверное философское рассуждение, показывая его ограниченность и неполноту. Философ мадхьямик-прасангик — по-следователь идеи отсутствия собственного бытия: он не признает, что хотя бы на относительном уровне истины существование вещей определяется их неотъемлемыми собственными качествами. Уже цитированный выше Лонченпа сказал: "Когда люди постигнут воззрение прасангики о том, что каждый феномен есть просто наименование, данное мыслью, они осознают, что все концепции порождаются в уме. Они поймут, что все концепции подобны облакам, которые возникают из пространства и снова растворяются в нем".

Примером философа этой школы является Буддхапалита. Он и его ученики были более поздними выразителями этой традиции, хотя, строго говоря, та система, которую они проповедовали, была ни чем иным, как системой Нагарджуны и его учеников, Арьядэвы, Чандракирти и других. На самом деле Нагарджуна и его прямые ученики были основателями обеих традиций мадхьямики: как сватантрики, так и прасангики. Поэтому в ранних текстах Буддхапалиту и его последователей называют "поздние учителя мадхьямики".

Что касается основы бытия, то здесь главным предметом обсуждения является природа двух уровней истины. Абсолютная истина определяется как объект глубинного восприятия, результатом которого является в высшей степени достоверное познание. Относительная же истина определяется как объект относительного восприятия, результатом переживания которого является относительно достоверное познание.

Обсуждая абсолютный уровень истины — мадхьямики-прасангики говорят о шестнадцати видах пустоты, которые могут быть объединены в две категории: отсутствие "Я" личности и отсутствие "Я" дхарм.

На относительном уровне истины нет разделения на правильную и ложную относительную истину, как у мадхьямиков-сватантриков. Вместо этого говорят о правильном и неправильном восприятии объекта, причем различение проводится для ума мирского человека, которому свойственно относительное восприятие.

Условно "правильный" вид восприятия объекта определяется как деятельность любого из шести чувств, свободная от случайного относительного искажения. Это некая "общепризнанная" картина действительности. Условно "правильный" объект определяют как любой объект такого сознания. "Неправильный" же вид восприятия объекта определяют как деятельность любого из шести чувств, на которую воздействует случайное относительное искажение.

Вообще, система мадхьямики ко многим вопросам подходит совершенно иначе, чем другие школы, такие как читтаматра, сватантрика и т. д. Они не признают точки зрения сватантрики о том, что на относительном уровне вещи обладают собственным бытием благодаря отличающим их признакам; не признают они и теорию сватантры (субстанциональности) логики, от которой сватантра получила свое название. Они отрицают и понятие одновременно самопознающего сознания, и понятие сознания-основы, имеющиеся в йогачаре. Они признают относительное существование внешнего мира как реальности, условно отличной от сознания Согласно этой системе, признание за бытием истинности расценивается просто как препятствие к освобождению. Истина прекращения (нирвана) приравнивается к абсолютному уровню истины. Прасангика утверждает, что архаты и пратьекабудды для достижения своей цели должны добиться постижения отсутствия "Я".

В мадхьямике-прасангике также считается, что вторичные моменты восприятия являются источником достоверного познания. Прямое восприятие умом и ум, оперирующий понятиями, для них — одно. Прасангики утверждают, что обычное существо может обрести прозрение тонких уровней непостоянства. Существование трех времен считается непостоянной дхармой. По их мнению, невозможно пройти подготовительные пути любой из трех колесниц только благодаря постижению одних грубых уровней шестнадцати аспектов Четырех благородных истин, таких, как грубое непостоянство и т. д.

Система прасангика утверждает, что все три колесницы: шравакаяна, пратьека-буддаяна и бодхисаттваяна — имеют общую цель созерцания, поскольку их практика направлена на постижение отсутствия "Я" личности, то есть отсутствие неотъемлемой собственной природы, а также на постижение отсутствия "Я" дхарм, то есть отсутствие собственной природы скандх.

В этой философской системе считается, что пока не устранены омрачения, мешающие освобождению, нельзя начать устранение омрачений, мешающих всеведению. Восьмой уровень бодхисаттвы знаменует тот момент духовного пути, где начинается устранение омрачений, мешающих всеведению.

Когда бодхисаттва, предварительно прошедший путь хинаяны, достигает уровня бодхисаттвы восьмой степени, он обретает состояние, где полностью устранены препятствия к освобождению. Такая точка зрения значительно расходится с точкой зрения сватантриков, которые учат, что два вида омрачений устраняются одновременно.

Главная особенность философской системы мадхьямика-прасангика заключается в учении о постижении отсутствия истинной реальности вещей, принимая пустотность как сущностный момент взаимозависимого возникновения. Благодаря этому постижению обретается прозрение того, что все вещи лишены собственного бытия. Мадхьямики — прасангики признают учение о трех телах Будды и его просветленных деяниях. Понимание прасангики дает дорогу к пониманию махамудры и дзогчена.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека