Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ВТОРОЙ ПОВОРОТ КОЛЕСА УЧЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ МАХАЯНЫ О ПРАДЖНЯПАРАМИТЕ

Будда, посетив гору Гридхракута (Скала Грифов) в Раджагрихе, проповедовал учение об относительной истине, о запредельной мудрости (праджняпарамиту), об отсутствии признаков (всех дхарм), что было сделано для "счастливой группы пяти" и других бхикшу и бхикшуни числом пять тысяч, для толп шраваков и бесчисленных бодхисаттв, стремящихся к высшей цели, таких как Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани и Майтрея. Это называется вторым поворотом Дхармачакры или средней проповедью.

От проповеданных сутр получило развитие учение махаяны, или великой колесницы. Махаяна требует более развитого и ответственного отношения к жизни, в силу этого махаянские воззрения получили статус особых, более сложных учений. При этом ничего из хинаянского наследия не отвергалось, переставлялись лишь акценты. С точки зрения махаяны, искать на пути только своего собственного спасения и уходить от страдания в то время, как другие продолжают страдать — это вовсе не идеал (или по крайней мере низший идеал). В махаяне считается, что следует трудиться для большего блага, ставя желание реализации для всех выше своего собственного спасения и, беспрерывно возвращаясь в круг страдания, помогать другим выйти за его пределы. 

Праджняпарамита. Танка. Тибет.

Тот, кто практикует этот путь, называется "бодхисаттвой (пробужденное существо" или "тот, чья сущность пробужденная мысль)". Эта пробужденная мысль (о спасении всех) или бодхичитта — центральное понятие в махаяне, а бодхисаттва, носитель бодхичитты является идеалом махаяны. Бодхисаттва в результате своей практики становится уверенным в своем собственном спасении, поэтому вся его энергия становится направленной на помощь другим. Махаяна развивает высшее сострадание в человеке, а также подводит к пониманию шуньевой сущности всех явлений и индивидуального "Я", более, нежели это практикуется в хинаяне.

В махаяне намерение, стоящее за действиями, считается столь же важным, сколь и само действие, что является совсем иным подходом, в отличие от хинаяны, где всеми действиями управляют обеты. Существует история, которая очень хорошо иллюстрирует различия этих подходов. Богатый купец, который был учеником Будды, отправился с большим караваном в окружении других купцов и их слуг на один остров, чтобы привезти драгоценные камни, которыми славился этот остров. На обратном пути купец узнал, что один из путников намеревается убить всех 300 человек, находящихся на судне для того, чтобы завладеть грузом драгоценных камней. Купец знал этого человека и понимал, что тот действительно способен на злодейство, и не знал как поступить.

В конце концов, несмотря на тот факт, что он принял обет перед Буддой никогда не отнимать жизнь у другого существа, ему ничего не оставалось кроме, как убить грабителя. После этого деяния он был очень удручен и сразу же, после возвращения он отправился к Будде, чтобы раскаяться в своем дурном поступке. Но Будда сказал ему, что его поступок не является дурным, ибо его намерением было не отнять жизнь, а спасти жизнь. Кроме того, поскольку купец фактически спас жизнь 300 людям, а также спас грабителя от очень жестокой кармической расплаты за убийство трехсот людей и неотвратимых последствий такого злого деяния, как объяснил Будда, он в действительности совершил доброе дело. Итак, раз намерение, стоящее за чьим-либо действием, считается в махаяне столь важным, то и все практики предпринимаются ради блага других. Последователи махаяны прежде всего стремятся достичь состояния Будды, нирваны, высшего Освобождения — ради спасения других.

В отличие от хинаяны, колесница бодхисаттв применяет специальные методы, основные из которых — шесть или десять совершенств (парамит) и четыре способа обращения учеников, вследствие этого махаяна еще называется парамитаяна или колесница парамит — запредельных совершенств. Парамита это то, что переводит на другой берег (нирвану). Опираясь на них, последователи махаяны полностью и навсегда преодолевают не только препятствия омраченности (клешаварана), но и препятствия на пути к всеведению (джнеяаварана). Когда оба типа препятствий преодолены, достигается состояние Будды. Единство пустоты и сострадания — это главный принцип махаяны.

Помимо бодхичитты последователей махаяны отличает развитое воззрение о шуньяте. Последователи махаяны не считают существование внешнего мира истинным бытием. Это определение соответственно подразумевает, что ни одна из школ махаяны не приписывает внешнему миру статуса истинно существующего, они не признают, что внешний мир существует отдельно от ума, и хотя мадхьямикипрасангики и сохранившиеся школы сватантриков, все же, признают существование внешнего мира, они никоим образом не приписывают этому миру реального статуса в каком-либо абсолютном смысле. Бодхичитта и понимание пустоты являются основой и для практикования пути трансформации, или преображения, тантраяны, без них невозможно достигнуть никаких действительных успехов в освобождении от сансары.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека