Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Прошлая, настоящая и следующая жизни

Прошлая жизнь

1. Неведение (санск. авидья). Тот факт, что данное лицо не избавилось от своих страстей и не поняло, что оно должно было это сделать, а, напротив, увлеклось бытием, будучи всецело охвачено вихрем жизни, называется его неведением или омраченностью. Благодаря ему те элементы, которые, сочетаясь, составляют человека, и то, что он переживает, не могли успокоиться; они продолжают волноваться и сочетаться вновь, являясь, таким образом, материалом для образования данной личности в настоящее время. Непрекращенное волнение элементов прошлой жизни объясняет, таким образом, только самый факт бытия следующего перерождения.

2. Содеянное (санск. санскара). Определенный образ жизни — то, как человек жил, как он действовал, говорил и мыслил, т. е. его "поступки" в прошлой жизни, влияют на то, как скандхи слагаются в следующую новую жизнь, образ которой до известной степени предначертан предыдущей. Указанные два фактора: волнение или заблуждение, т. е. самый факт бытия, и карма, его форма, являются теми двигающими силами, благодаря которым после того, как жизнь закончилась смертью, с которой сознательная жизнь как бы обрывается, элементы, входящие в состав субстрата данной личности, после известного пребывания в промежуточном бытии (санск. антарабхава), начинают сочетаться вновь.

Будда Майтрейя. Бронза, позолота. Тибет

Настоящая жизнь

3. Сознание (санск. виджняна). Первый момент новой жизни пробуждение сознания. Существо находится в эмбриональном состоянии момента зачатия, однако в нескомбинированном еще виде имеются налицо все элементы. Ввиду преобладающей роли сознания принято называть первый момент новой жизни словом "сознание".

4. Нечувственное и чувственное (санск. намарупа). Имеющиеся налицо элементы нечувственные и чувственные остаются еще некоторое время необъединенными, и поэтому человек-эмбрион никаких еще переживаний не имеет. Это период простой наличности всех элементов во время эмбрионального состояния человека.

5. Шесть баз или основ (санск. шада-ятана). Вслед за тем начинают выясняться так называемые шесть "органов"; они развиваются, но пока еще не действуют.

6. Соприкосновение (санск. парим). Взаимодействие всех элементов начинается с соприкосновения; сознание вступает в связь с "органами" и с объективными элементами; этот период, являющийся шестым этапом на жизненном пути, начинается тоже еще в эмбриональном состоянии: живое существо в утробе матери начинает переживать нечто объективное, оно видит, слышит и т.д., но не отдает себе отчета о приятности или неприятности чувств, связанных с этим. Но этот период без эмоций, по учению буддистов, продолжается еще и некоторое время после того, как данное существо родится и увидит свет.

7. Чувство (санск. ведана). Только года два после рождения живое существо начинает сознательно переживать чувство приятного, неприятного и безразличного. Этот период простейших эмоций длится довольно долго.

8. Вожделение (санск. тришна). Только в 16—17 лет после рождения начинает пробуждаться новый фактор — сексуальное чувство.

9. Стремление (санск. упадана). Около того же времени наступают у человека определенные стремления к тем или иным целям. Человек становится взрослым и приступает к жизни в полном смысле слова.

10. Жизнь (санск. бхава;). Этот период является расцветом жизни:сущностно новые элементы уже не появляются, но человек в этот период начинает жить более интенсивно: на протяжении жизни до момента смерти он все глубже погружается в вихрь бытия, охватывается мраком заблуждения, а этим укрепляет в себе энергию к бытию. Кроме того, своими поступками он создает в себе определенный характер; факт бытия и форма его — эти два фактора, совпадающие с расцветом жизни, являются уже переходом к следующей жизни, они — повторение в новой жизни вышеописанных двух первых членов формулы. В момент смерти сознательная жизнь опять обрывается, наступает вновь промежуточное состояние, после которого под влиянием накопившейся энергии к новому бытию и установившейся тенденции к определенной форме вновь наступает тот же самый процесс рождения жизни и смерти.

 

Следующая жизнь

11. Рождение (санск. джати). Живое существо "рождается", рождение же не что иное, как первый момент зачатия, первый момент, когда пробуждается сознание. Этот член 12-членной формулы соответствует III периоду — "виджняне" — предыдущей жизни.

12. Старость и смерть (санск. джарамарана). Живое существо начинает стареть с момента рождения, "старость и смерть" обнимают, таким образом, всю жизнь, в течение последней ступени которой вновь накапливается энергия к бытию, вновь образуется сумма "деяний" (карма), что приводит опять к новой жизни; так без конца повторяются рождение, жизнь и смерть со всеми своими страданиями, опять и опять в вечном, казалось бы, круговороте. Найти исход из него — цель учения Будды. Такое понимание 12-членной формулы бытия встречается в древних и новых текстах. Формула описывает историю жизни каждой личности.

Популярное толкование совершенно ясно, и оно в том же виде излагается, например, у Васубандху, в "Махавибхаше", и у цейлонских буддистов.Толкование 12-членной формулы в сутрах отличается от толкования ее в трактатах тем, что сутры говорят с точки зрения эмпирической жизни, а философские сочинения — с точки зрения проявления дхарм.

Каждый индивидуальный поток дхарм безначален во времени. Законами кармы проявляющиеся элементы-дхармы группируются так, что в эмпирической иллюзии получается видимость того, что называется жизнью человека, от момента зачатия до момента его эмпирической смерти.

Индивидуальный поток дхарм проходит, таким образом, через неограниченное число эмпирически-иллюзорных жизней; каждая жизнь является всего только частичной эпохой в бесконечном процессе бытия данного потока дхарм. Таким образом, говоря о теории "перерождения", следует иметь в виду, что не какая-либо "душа" переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а что данный один и тот же комплекс дхарм, проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т. д. — до бесконечности.

Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, происходит не трансмиграция,а бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов наподобие того, как в калейдоскопе те же частицы группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры, но все же индивидуально различные, никогда не повторяющиеся. Каждая отдельная фигура до известной степени обусловлена или связана с предыдущей и в известном смысле влияет на последующую. Такой процесс происходит в силу безначальной инерции, и если не произойдет приостановки или пресечения движения, то колесо бытия должно продолжать свое вращение. В этом случае (с точки зрения теории дхарм) формула 12-членного бытия принимает следующий вид. 

Архат. Танка. Китай

Прошлая жизнь

1. Неведение (санск. авидья) данного периода является первым членом, пер вым фактором нового, следующего вих ря в качестве двигающей силы, обуслов ливающей продолжение бытия.

2. Вторым членом, относящимся тоже к предыдущему бытию, является та опре деленная расположенность, или конфи гурация (санск. санскара или карма). дхарм, которая была присуща комплексу дхарм в течение предыдущего периода данного потока.

Этими двумя факторами устанавливается связь между предшествующим и по следующим периодом, когда определен ная расположенность данного периода обрывается и комплекс дхарм переходит в состояние так называемого промежу точного бытия (санск. антарабхава).

Настоящая жизнь

3. После промежуточного состояния наступает наконец первый момент нового вихря. Перегруппируемые частицы дхармы как бы устанавливаются вокруг того центрального пункта, сознания (санск. виджняны), которое в виде необрывающейся нити проходит через весь период данной трансформации индивидуального потока. Налицо имеются, конечно, все элементы, поэтому название первого момента термином "сознание" условно, это так называемый "момент сознания", когда сознание становится как бы на свое место среди других элементов. "Сознание есть на звание всех пяти групп элементов (скандх) в первый момент новой жизни", — гласит определение третьего члена в колесе бытия.

4. Ступень "сознание" продолжается всего лишь один, первый момент. С этого момента все элементы заняли свое место и закружились в новом вихре. Такое их состояние называется термином "нама-рупа", указывающим на то, что все рупа-дхармы, т. е. чувственные элементы, а также и все остальные, объединенные под общим названием "нама", имеются налицо.

5. Следующий период наступает в тот момент, когда так называемые "индрии", служащие опорой для сознания, являются готовыми вступить в круго ворот новой перетасовки. Это так называемый момент "шести баз" (санск. шадаятана).

6. В период "шести баз" объединились только так называемые "индрии" и расположились так, что к ним могло бы присоединиться сознание, а также и те объективные элементы (санск. вишая), которые, как мы видели, выделяются в абстракции как объективная сторона от субъективной стороны чувственных переживаний. Шестой период — момент их соприкосновения (санск. спарша), это, собственно, тот момент, когда дхармы впервые в новом вихре принимают то расположение, которое эмпирически переживается как сознание ощущения чегото объективного.

7. На почве такого соприкосновения может впервые появиться новый элемент, эмоциональный (санск. ведана), чувство приятного, неприятного и безразличного.

8. Вслед за ним к вихрю присоединяется элемент влечения или вожделения (санск. тришна).

9. За элементом вожделения следуют элементы, сводящиеся ко всякого рода стремлениям (санск. упадана); появляется привязанность к иллюзорным явлениям. После этого новых элементов уже не присоединяется, составные части вихря этим исчерпываются.

10. Наступает период полного движения, полного бытия (бхава), выражающегося, как мы видели, в иллюзорной жизни в полном ее расцвете. Волнение, омраченность (авидья) дхарм сохраняется и упрочивается; устанавливается их конфигурация (санскара), а эти два элемента подготавливают уже новую, последующую трансформацию данного потока дхарм. "Авидья" и "санскара" X периода данной трансформации являются в то же время 1 и 2 членом нового вихря. Наступает момент смерти, поток нарушается и переходит вновь в состояние промежуточного бытия.

Будущая жизнь

11. Следующий момент относится уже к новой трансформации. Это момент нового рождения (санск. джати), который равняется вышеописанному III члену круговорота, моменту сознания (санск. виджняна).

12. Двенадцатый и последний член, старение и смерть (санск. джара-марана), является общим условным названием 4,5, б и 7 членов новой трансформации. Члены 8, 9 и 10 уже рассматриваются как нечто самостоятельное, вновь создаваемое в пределах данной трансформации и являющееся переходом к следующей, а поэтому они поставлены в связь не с предыдущей, а с следующей жизнью.

Таким образом, 12-членное колесо бытия, не имеющее начала (Абхидхармакоша9.7), катится безостановочно: бесконечно повторяется полная страдания иллюзорная жизнь. Дхармы, кружащиеся в вихре бытия, — это тот факт страдания, который, согласно традиции, был понят Буддой, когда он погрузился в созерцание под деревом Прозрения. Но в вихре дхарм имеются и такие, которые указывают на возможность приостановить мучительный круговорот. Эти дхармы образуют тот путь, на котором живые существа, проявляющиеся на поверхности комплекса дхарм, могут достигнуть нирваны.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека