Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Двенадцатичленная формула взаимозависимого возникновения

По учению всех Будд причина страданий заключается в карме — совокупной силе мыслей, слов и действий человека, то есть от его действий и поступков в этой и предшествовавшей жизни. Карму как накопление заслуг можно сравнивать с денежным накоплением или накоплением запасов зерна; но вместе с тем это заслуга, которая в надлежащее время всегда приносит воздаяние, как всякое семя рано или поздно дает плоды и всякий долг возвращается. Каждое живое существо может в течение жизни накопить какую-то карму, которая после смерти дает ему возможность возродиться в соответствующем обличии: более достойном, если его карма заслуживает высокой награды, или низком и отталкивающем (например, в облике насекомого или какого-нибудь другого животного), если его карма складывается из отрицательных поступков.

Карма — это причина самой жизни. Люди создают самих себя; их физический облик представляет собой результат их бытия, он формируется и развивается под воздействием желания — желания жизни, удовольствий, власти, обладания и свободы. В некотором роде человек становится тем, чего он желает. Желание обусловливает мысли, слова и поступки, приводящие в свою очередь к определенным последствиям (карме), порождающим либо счастье, либо страдание. Последствия могут быть благие ("благая карма") и неблагие ("дурная карма"). Благие заслуги ведут к счастью — к хорошему здоровью, долгой жизни, высокому положению в обществе, процветанию, власти, вторичному рождению на небесах в области наслаждений — и, если их оказывается достаточно, они обеспечивают полное освобождение от страданий — достижение нирваны. Соответственно неблаговидные мысли и действия ведут к несчастью — болезням, утрате богатства и положения в обществе, несвоевременной, может быть, насильственной смерти, к перерождению в облике существа более низкого, чем человек.

Закон кармы подразумевает веру в наличие более чем одной жизни для каждого живого существа — цепь перерождений завершается лишь с прекращением желания. Жизнь человека представляет собой результат кармы, накопленной в предыдущих жизнях, так же как в этой жизни карма накапливается для последующей, а может быть, и нескольких следующих жизней. Более того, в будущих жизнях человек может родиться и в ином, нечеловеческом виде. Согласно Будде, мироздание наряду с людьми населяет множество других жизненных форм, пребывающих на различных уровнях бытия: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и адские существа.

Даже боги зависят от кармы, и сам Индра низвергся с принадлежавшего ему определенного неба, когда действие его прежней кармы окончательно иссякло; вместе с тем рядовой человек мог возродиться в мире богов, даже в облике Индры, и разделить с бессмертными блаженство неземной жизни, хотя и не навечно.

С теорией кармы ближайшим образом связана теория перерождения, которая объясняется на двух уровнях в знаменитой Двенадцатичленной Формуле Взаимозависимого Возникновения (санск. Пратитъясамутпада). Эти два рассмотрения не противоречат друг другу, а представляют взгляды на "колесо жизни" с разных точек зрения.

С точки зрения популярной интерпретации формула 12 периодов бытия является описанием жизни сознательного существа, причем это описание обнимает три жизни, следующие одна за другой. Вера в самый факт перерождения у слушателя предполагается, а также и знание буддийского учения о том, что человек есть совокупность пяти "скандх", т. е. групп различных элементов.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека