Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Шаматха

Шаматха (Шиней — тиб.) есть фундаментальная практика, основа для любых созерцательных и ритуальных действий. Шаматха начинается с остановки ума на объекте, а когда сосредоточение становится достаточно сильным, переходят к остановке ума без объекта. Продвижению в этой практике мешают возбуждённость, сонливость и вялость.

В буддистской традиции шаматхи явное предпочтение отдаётся развитию ведения или понимания. Именно через него и достигается истинная шаматха, а не наоборот. Успокоение, и на его фоне развитие понимания — это брахманская и шраманская йога, которая не ведет к окончательному освобождению, а приводит часто к внутренней статичности и попаданию в тончайшие уровни сознания, находящиеся, однако, все еще, в пределах сансары.

Практика успокоения ума (шаматха) направлена против слишком тесной связи человека с его телесной оболочкой и против тех "механизмов" работы психики, которые детерминированы кармой. Первым шагом к этому служит "сворачивание органов чувств" (йога часто сравнивают с черепахой, которая втягивает свои конечности под панцирь) — человек перестает реагировать на внешние раздражители и целиком погружается в свой внутренний мир.

Шаматха не является конечной целью для буддиста. Она, в той или иной форме, присутствует в любой религии. Пребывание в покое, безмятежность и умственное умиротворение, связанное с блаженством, не устраняют причины страдания в мире. Для искоренения двойственного восприятия, являющегося причиной страдания, необходима присутствующая в каждом существе праджня, ее открытие и осуществление.

Четыре первые дхьяны отражают степени этого погружения. В ходе его постепенно прекращается умственная активность — сначала замедляется движение мыслей и образов, потом мысль концентрируется в одной точке и останавливается, постепенно угасая, — это стадия невосприятия и не-невосприятия. Благодаря достигаемой в углубленном состоянии высокой степени сосредоточения, осознания и тишины чувственные восприятия окружающей действительности уходят, а рассудочное мышление, которое на первой ступени углубленности еще проявляет незначительную деятельность, на следующих стадиях прекращается полностью.Перед тем как делать шаматху, необходимо настроить ум на любовь и сострадание, тогда практика станет успешной.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека