Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Пять способностей (индрии) и пять сил
Пять способностей (индрии). Будде, как упоминалось, было свойственно вкладывать в общеиндийские понятия свой смысл. Как правило индрии — это пять органов чувств или чувственных способностей: зрение, обоняние, вкус, слух, осязание. В буддизме среди индрий упоминаются "вера" (санск. шраддха), "энергия" (санск. вирья), "осознание" (санск. смрити/сати), концентрация (санск. самадхи) и мудрость(санск. праджня). Как видно, речь идет о способностях восприятия как "средствах" самосовершенствования. Под верой подразумевается опора на три буддийские драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху.
Примечательно, что среди "умственных способностей" первой перечисляется именно вера. Это первое условие вступления на путь. Без некой предварительной уверенности в правильности избранной стези, невозможно развитие и всех остальных "способностей". Вместе с тем признается, что вера может быть и единственным путем для людей, склонных к любовному служению и личной преданности (санск. бхакти). Энергия здесь означает направленность усилий на отстранение от дурных дхарм и на преобразование собственного сознания на основе благих дхарм. Смрити или осознание — это удерживание в сознании всего содеянного и сказанного индивидом, а также Четыре основы осознавания.
Самадхи здесь — это способность сосредоточить мысль на одном предмете (экаграха) и достижение четырех дхьян. Эта индрия соотносится с йогическим типом личности, для которого самым главным средством спасения от сансары является практика медитации. Под праджней в хинаяне подразумевается понимание возникновения и прекращения дхарм, а также постижение Четырех Благородных Истин.
Пять сил (санск. бала) — то же, что и пять индрий, но развившиеся до такой степени, что способны подавить свои противоположности, т. е. вера — ложные взгляды, энергия-лень и инертность, мудрость-неведение и т. п.