Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Предписания для мирских последователей Будды (Упасака-шила или Панча-шила)

Совершенствование и прозрение, необходимые для достижения нирваны, могут потребовать не одной, а многих жизней. Поскольку страдающие существа находятся на различных уровнях невежества и эгоистической привязанности, то им необходимы разные уровни практики, облегчающей страдания. Буддизм сутр, основанный на идее отречения от всего недолжного, предлагал ищущему освобождения поступательное излечение от страдания, которое, начинаясь с милосердных деяний вело, через совершенствование в поведении, к пребыванию в состоянии осознанности тела, речи и ума. Благие деяния, особенно почитание святых монахов и служение им, способствуют развитию созерцания и позволяют совершающему их приобщиться к заслугам того, для кого он их делает.

Ступа Боробудур. Индонезия

Нравственность, отвращающая от жестокости, лжи, воровства и половой распущенности, помогает избавиться от эгоизма. Щедрые благодеяния и соблюдение нравственных принципов доступны в мирской жизни — жизни в семье и в обществе. Они в итоге придают человеку способность жить в самоотречении, что позволяет достичь внутренней и внешней чистоты и способствует занятиям медитацией.

Не достигнув искомого состояния в этой жизни, мирянин мог заслужить после смерти перерождение в облике божества, чтобы впоследствии снова вернуться в мир людей, заняв более достойное положение на пути продвижения к монашеской жизни и нирване.

Для мирян в буддизме сутр считалось достаточным соблюдение Пяти обетов или Панча-шила. Это путь отречения для тех, у кого не хватает способностей и возможностей стать монахами. Буддийская Панча-шила — это пять норм, предлагаемых всем мирянам, женщинам и мужчинам, для соблюдения в повседневной жизни. Соблюдение Панчашилы предохраняет человека от падения в низшие состояния, увеличивает его личные заслуги с тем, чтобы в будущем с их помощью обрести более высокий уровень совершенства. 

Согласно Трипитаке, первыми упасаками — мирскими учениками и последователями Будды стали два индийских купца — Тапусси и Бхалика. Это произошло незадолго до произнесения Буддой первой Бенаресской проповеди.

Затем знаменитыми упасаками стали цари древнеиндийских государств,министры, военачальники, богатые домохозяева, мастера, городские и сельские жители, которые по тем или иным причинам не могли себе позволить вступить в монашескую Сангху. Они почитали Три Драгоценности и делали материальные подношения, оставаясь в миру, получая от Будды и монахов наставления и руководство в духовной жизни, как это практикуется и сейчас во всех буддийских странах. Будда ясно показал своим последователям, что конечное освобождение от сансары может быть приобретено только через энергичное включение самого человека, и что Будда может только указать ему путь, которым он должен следовать.

Будда убеждает нас, говоря: "... усилие должно быть ваше, Татхагата только указывает путь". В отличие от большинства других религий, где контролирующее, всемогущее божество раздает благорасположение или наказание так, как ему пожелается, буддизм вселяет в человека чувство полагания на себя, самоуважение и способность выработать форму деятельности, основанную на принципах буддийского учения. Такая деятельность будет вести к конечному Освобождению благодаря собственным усилиям, а не по усмотрению внешнего божества, каким бы могучим оно ни было. В этом движении человек развивает добродетель как первый шаг в этом направлении. Слова Будды предписывают развивать осознанность, понимание последствий своих деяний, телесное, словесное и умственное отречение от всех негативных действий, чувств и мыслей. Будда указывает, что для верующего часто легче развивать контроль и осознание тела и речи, тогда как успокоение ума является более сложной задачей.

Принятие этих обетов, иногда их называют "чудесными", является свободным выбором человека, стремящегося к пробуждению. Они принимаются человеком не потому, что "некто" или "нечто" заставляет его исполнять их. Это конкретный и исключительно действенный способ работы над собой в тех школах буддизма, где отречение является основной практикой. В других школах, где используются другие, более тонкие, методы, всегда сохраняется принцип этих пяти обетов, в первую очередь это касается поддержания максимально возможной для практика осознанности в любых ситуациях. Процесс отречения от недолжных действий тела и речи называется Шила, добродетель или нравственность в буддизме. Панча-шила, или Пять Обетов, должны быть верными для любого общества и в любое время, безотносительно к сословию, верованию, цвету кожи или местности проживания. Эти обеты предотвращают накопление негативной кармы.

Шила, или нравственность, возвышает не только практикующего мирянина, но и всё общество. Истинное знание, или Знание о пути, воплощенное в Восьмеричном пути, о котором проповедовал Будца в своей первой Бенаресской сутре, тоже может быть достигнуто через добродетельное поведение в согласии с практикой Шилы.



Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека