Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

ПЕРВЫЙ ПОВОРОТ КОЛЕСА УЧЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХИНАЯНЫ. Соборы буддийской сангхи

Согласно учению сутр, Будда повернул Колесо Учения или Дхармачакру три раза. В первый раз Будда повернул Дхармачакру в Сарнатхе близ города Бенареса (Варанаси), в явленном теле (Нирманакая) в присутствии группы из пяти благих (шраманов), поэтому Первая проповедь стала известна как Бенаресская проповедь. Суть Бенаресской проповеди составляют учение о Четырех Благородных Истинах, Восьмеричном пути, учение о Срединности и о Двенадцатичленной формуле зависимого происхождения. Те люди и боги, которые услышали только эту и последующие сутры в ее ключе, образовали направление "слушателей" или шраваков, идущих узким путем отречения, что со временем стало называться хинаяной.

Будда Конагама. Дерево. Позолота. Паган. Храм Ананда. Конец XI в.

Соборы буддийской сангхи

Первый собор.

Во время летнего сезона в том же году, когда ушел Будда, под покровительством царя Аджаташатру 500 архатов, которых патриарх (махатхера) Кашьяпа сделал старейшими в Сангхе, договорились провести летнее собрание с целью произнесения и пения священных текстов в пещере недалеко от города Раджагриха. В это время пятьсот архатов сложили свои одежды для того, чтобы на них расположился Арья Ананда. Он взошел на приготовленное ему место, соединил ладони в направлении Шравасти и с мокрым от слез лицом начал говорить: "Так я однажды слышал..."

Ананда произносил по памяти каждое слово, сказанное Учителем, без малейших добавлений или упущений. Закончив, он сошел с сидения и занял свое место. Так была составлена Сутра-питака. Затем Арья Упали пропел и составил виная-питаку, а затем Арья Махакашьяпа составил таким же образом абхидхармапитаку.

Согласно поздним буддистским традициям, через короткое время после нирваны Будды Гаутамы между последователями Будды возник спор по некоторым вопросам его учения. Для разрешения этих вопросов и был созван собор.

В некоторых источниках повествуется, что сначала попросили изложить метафизические взгляды, заключающиеся в абхидхарме Кашьяпу, самого ученого из всех учеников Будды. Потом Упали, старейшего из живших тогда учеников Будды, попросили повторить законы и правила поведения, имеющиеся в Винае. И, наконец, любимого ученика Будды Ананду попросили повторить все сутры, содержащие притчи и рассказы Будды во время его путешествий.

С первого собора пошла сначала устная традиция передачи слов хинаянского канона, а затем письменная. Этот канон представляет собой свод трех разделов поучений Будды.

Первый — это сутры, слова Будды по тому или иному случаю с кратким выводом в конце. Сутры составили, таким образом, Сутру-питаку, корзину сутр. Слово "корзина" осталось еще с тех времен, когда записываемое на пальмовых листах писание хранилось в корзинах, или в кипах.

Второй свод составили предписания Будды монахам и мирянам, виная или устав. Кроме этических поучений они хранят в себе еще и космогонические сведения.

Третий свод был составлен из философских трактатов, поясняющих теорию дхарм. Его назвали абхидхарма, метафизика.

Второй собор.

Через 110 лет (по другой версии через 116 лет) после ухода Будды в нирвану 700 монахов собрались в городе Вайшали. На этом соборе, проходившем под председательством известного архата Ренаты были исполнены все надлежащие ритуалы и архат Яшас приветствовал Сангху. Затем он рассказал о десяти прегрешениях, нарушающих устав, которые получили распространение в среде последователей Будды в Вай шали, и собор осудил их. Нарушители был изгнаны, а архаты прославляли достоинства благоприятной исповеди (пошадха).

Третий собор.

Через 130 лет после ухода Будды в окончательную нирвану, в городе Паталипутре некий архат по имени Бхадра (он же Махадэва) заявил о пяти аспектах природы архатства, с которыми не согласились некоторые члены Сангхи. Шестьдесят лет Сангху лихорадило от диспутов и ссор, и не было примирения. Тогда нашелся бхикшу по имени Ватсипутра, который собрал Сангху и обратился к царю Махападма Нанде с просьбой разрешить спор. Однако царь пожелал спросить мнения у самих собравшихся и предложил голосование, в результате которого мнения разделились: большинство проголосовало за архата Бхадру и за его позицию. Это большинство стало именоваться "большой общиной (махасангхика)", а их противников, оставшихся в меньшинстве, стали называть "старейшими (стхавира или тхера)". Позже они стали именоваться тхеравадой. Это единственная хинаянская школа, которая дожила до наших дней и широко распространена.

Четвертый собор.

Через 236 лет после паринирваны Будды, на 17 году правления Ашоки Маурья, был созван второй собор в Паталипутре, который возглавлял назначенный императором стхавира Тисса Моггалипутта. Причиной созыва собора послужили разногласия среди бхикшу по поводу чисто теоретических вопросов относительно природы дхарм сознания. Одни утверждали, что все дхармы прошлого, настоящего и будущего существуют (на санскрите "сарва асти" — "все есть"), другие не соглашались с ними, полагая, что существуют дхармы лишь настоящего момента. Первые стали зваться сарвастивадинами, а вторые — "последователями отделения (настоящего момента от остальных)", или вибхаджа. Тисса выступил с опровержением более двухсот неправильных мнений.

Пятый собор.

Около 100 г. н. э. состоялся последний в истории хинаяны Собор под покровительством кушанского императора Канишки. Были приглашены самые выдающиеся представители сарвастивады. Председательсовал Васумитра. На соборе был разработан и утвержден обширный комментарий на абхидхармапитаку, называемый Махавибхаша ("Великий Раздел"), или просто Вибхаша (Вайбхаша). Помимо утверждения идей Вибхаши, на этом соборе окончательно возобладали идеи махасангхиков.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека