Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Прощание. Великая Нирвана

После этой беседы Будда поднялся и пошел в Кушинагару. Там, по соседству с жилищами Маллов, приготовил себе ложе. И спиной на север он склонился в правую сторону, скрестил ноги и возлег, предавшись мысли о пробуждении всех живых существ. Внимание Будды привлекли еще два существа, которых он должен был обратить, — Субхадра и музыкант Супанда. После их чудесного обращения, не покидая своего ложа, Учитель Будда решил, что время пришло.

"Вот, — проговорил он, обращаясь к Ананде, — отхожу теперь к неразрушимому, неодолимому, неизменному, чему нет ни в чем подобия; никакого сомнения не остается для меня в Нирване, для меня, отрешенного в духе".

Живущей в местности Кушинагары народности Маллам стало известно, что учитель уходит, и они во множестве пришли проститься с ним. Пришло много его учеников из монахов и мирян. Ананду печалило, что совершенный избрал для своего ухода малоприметную лесную деревушку, но Будда не придавал этому значения. Он спрашивал бхикшу, все ли им понятно в его Дхарме, нет ли у кого каких сомнений. Слышались утвердительные ответы. Учитель мог вкусить плод радости и уходить в полном спокойствии за своих учеников и последователей, как за своих детей, усвоивших все необходимое для переправы через море бытия. Он призывал бхикшу жить в мире, избегать ссор и недоразумений, опираться на винаю. Он снял одеяние, прикрывающее верхнюю часть его тела, и сказал:

"О бхикшу, очень трудно встретиться с явленным Буддой. Истины Дхармы и виная, возвещенные мною и данные мною, — вот кто после моего ухода да станет вашим учителем". И добавил: "Будьте светильниками сами для себя".

Последние слова Будды Шакьямуни были: "Все существующее, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему освобождению".

 

Ананда и Паринирвана Будды. Гак Вихара. Поконнарува. Шри-Ланка, поздний XII век

Великая Нирвана.

И, произнеся эти последние слова, Он погрузился в четыре степени арупа-дхату (бесформенной сферы) и сферы ниродха-самапатти (непроявленности), в прямом и обратном порядке. После этого Он снова вошел в первые четыре степени дхьяны и, достигнув высшего уровня, ушел в Свет Нирваны. Земля загудела и задрожала, в десяти сторонах мира появилось свечение, цветы Удумбара завяли, и в небесах послышалась небесная музыка. В это время некоторые из бхикшу катались по земле в отчаянии, многие громко стенали и плакали, другие сидели, стиснув зубы, в молчании, мучимые печалью и еле удерживая слезы. Другие размышляли над сущностью учения. Аджаташатру, когда узнал о случившемся, потерял сознание, и лишь Дживака исцелил его. Боги, наги и духи, киннары, якши и люди оказывали почитание святым останкам великого Будды, кланялись в печали и пели: "Владыка, наделенный высшей мудростью и милосердием, и полностью обладающий десятью силами, родился в племени Шакьев и достиг пробуждения в Магадхе; в Каши, в Бенаресе, он привел в движение Дхармачакру, и под покровом Кушинагары он ушел в нирвану..." Некто из бхикшу, отняв руки от лица, произнес стих:

"В этой роще, где ряд деревьев сандала — самых прекрасных из всех деревьев,-выросли — Учитель наш ушел в нирвану, и мы разбросали цветы в том месте..."

"В месте, где он повернул Дхармачакру, в Вайшали, в Пандубхуми, в области богов, в Балагхне и в Каушамби, в пустыне, в Ушираучи, в бамбуковой роще и в городе Капилавасту — в каждом из этих мест Владыка, Высший из существ пребывал по году. Двадцать три года он пробыл в Шравасти, четыре года в месте, изобилующем лекарствами (в Сударшане), два года он провел в Индрашайлагухе, пять лет в селениях Раджагрихи, шесть лет он занимался практикой тапаса, двадцать девять лет он провел во дворце своего отца — таким образом, господь Будда, светлейший и наивысший из мудрецов, достиг возраста восьмидесяти лет и ушел в нирвану" (Махавибхаша-шастра).

Тело учителя Будды, после всех приготовлений, возложили на погребальный костер. Сообщили всем бхикшу, находящимся вдалеке. Все, кто мог, пришли и почтили тело, простившись с ним. Самовозникший огонь костра после того, как все прогорело, был потушен молоком, а останки Учителя Будды были разделены среди всех племен и народов, среди которых проповедовал Татхагата.

Обладатели драгоценных реликвий воздвигли красивые монументы или чайтьи для их хранения, а также поставили ступы в тех местах Индии, где Учитель явил миру свои рождение, пробуждение, проповедь и великий уход.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека