Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Служение людям и уход в великую нирвану. Жизнь буддийской Сангхи

Тот несравненный остров, где ничем не владеют, где ничего не жаждут, я называю Нирваной свободой от разрушения, смерти и гибели. Ключ в царство Истины следует искать в глубине своего сердца.

Дхаммапада

Во время, когда луна исчезла за горой, наивысший из мудрецов ушел в Нирвану.

Шакъяшри

Жизнь буддийской Сангхи.

Первые бхикшу Будды жили в шалашах, пещерах, часто ночевали в лесу, под одиноким деревом, в расщелине скалы и других неуютных, но способствующих углубленному и обостренному восприятию местах. Будда отменил и даже запретил мучительные самоистязания, столь близкие сердцу индийских искателей истины. Внешняя опрятность буддийских бхикшу резко контрастировала с грязными, покрытыми пеплом и навозом брахманскими аскетами. Чистота и строгая красота царили в вихарах — первых буддийских монастырях, которые возникли сначала в двух, подаренных ему рощах — Велувана и Джетавана. Буддийские монастыри для многих казались раем на земле, обетованными оазисами внутренней и внешней чистоты, где усталый путник мог бы предаться размышлениям и созерцательной практике без помех, в тишине и спокойствии.

Один раджа как-то сказал Будде: "Видел я на своем веку немало шраманов, великих подвижников, живущих совершенной жизнью до последнего вздоха, но такой совершенной, законченной подвижнической жизни, Владыка, как здесь, нигде не встречал. Всюду смута, раздоры, волнения: сражаются цари с царями, князья с князьями, горожане с горожанами, брахманы спорят с брахманами, ссорятся мать с сыном, отец с матерью, отец с сыном, брат и сестра между собою, друг со своим другом. Здесь же, Господин, я вижу монахов, живущих в согласии, бхикшу, живущих в единении, без распрей. Нигде, нигде, Господин мой, я не видел столь единодушного собрания, как здешнее".

В Дхаммападе есть такие строки, подтверждающие слова раджи: "О, мы живем очень счастливо, невраждующие среди враждующих; среди враждебных людей живем мы, невраждебные. О, мы живем очень счастливо, небольные среди больных; среди больных людей живем мы, небольные. О, мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы питаемся радостью, как сияющие боги".

Четвертая неделя после просветления. Настенная живопись. Дамбаденийя Виджесундарарамайя, Шри-Ланка, XIX в.

Воспитание бхикшу.

Главное воздействие оказывали на людей дела самих буддийских бхикшу: многие убеждались, что бхикшу Шакьямуни на деле осуществили тот жизненный идеал, о котором издревле говорили мудрецы Индии. "Многие люди порочны, — повторяли бхикшу слова Учителя, — но мы, последователи великого Будды, будем терпеть оскорбления, как слон в битве — стрелу, выпущенную из лука". Милосердие ко всем — девиз бхикшу. Он знает, как много в мире зла, и не хочет умножать его. "Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех — поставь себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству".

Этот принцип "ахимсы" — непричинения вреда живому и природе, который является одним из положений восьмеричного пути арьи, всегда встречал отклик в сердцах людей Индии. Для того, чтобы достичь такого уровня, необходима постепенная борьба со страстями. Поэтому Будда говорил: "Кто сдерживает пробудившийся гнев, как пытающуюся сойти с дороги колесницу, того я называю колесничим: остальные просто держат вожжи".

Овладение ступенями духовного пути рассматривалось Буддой как "некий ряд постепенно восходящих уровней. Начав с внутренней решимости победить в себе волнение преходящего и суетного, человек подавляет свои темные, злые качества и наклонности. Он должен, во-первых, быть добр ко всем, во имя освобождения себя и других от власти зла. "Истинный бхикшу, — говорил Будда, — не разрушит ничьей жизни. И ни страх, ни иные соображения не заставят его отбросить милосердие и сострадание, он дружественен и внимателен ко всем существам, одаренным жизнью. Он, бхикшу, должен избегать лжи, кражи, должен быть целомудренным, правдивым, должен отбросить грубость, жадность, празднословие, искать во всем справедливость".

Некоторые аскеты, даже получив посвящение от Будды, имели старые привычки. Они, например, пугали население деревень своим видом или действиями. Но Будда не советовал так поступать бхикшу. Он говорил: "Так же, как пчела, садясь на цветок, не ломает его лепестков, а только берет некоторое количество нектара, так и совершенный бхикшу, появляясь в деревне, ничем не нарушает ее спокойствия, беря немного пищи себе на пропитание".

Учитель советовал не поддаваться оскорблениям других и в ответ не взращивать в себе гнев по отношению к тем, кто не воспринимал и хулил Дхарму.

"Если те, которые не с нами, о бхикшу, стали бы порицать меня, или Дхарму, или Сангху, то вы не должны по этому поводу впадать в гнев, вражду или досаду.

Если же вы впали в раздражение по этому поводу, то для вас, а не для противников ваших появилась бы опасность, так как вы потеряли бы способность судить: верно ли было то или нет, о чем они говорят?" — спросил Будда. "Не должно, Учитель", — отвечали бхикшу.

"Если станут говорить так, то, о бхикшу, вы должны объяснить, что именно неправильно в их суждениях, и сказать им: "Это неправильно, это не так, это у нас не одобряется".

Будда учил, что бхикшу должен обладать не только нравственным совершенством, но и целостным самообладанием и осознанием, терпеливо переносить все тяготы и лишения подвижнической жизни. "Размышляющий мудро переносит и холод, и зной, и голод, и жажду, не боится ядовитых насекомых, ветра, солнца и змей. Он не отвечает тем же на слова поношения, спокоен перед телесными страданиями, перед самыми горькими муками, томительными, беспокойными, разрушительными для жизни".

Стоящий Будда. Камень. Майхура

Когда на бхикшу нападал ужас или страх, то Будда советовал в таких случаях обращаться к трем драгоценностям: "Я вам, бхикшу, так говорю: если на вас в лесу, или под деревом, или в пустой келье найдет страх, оцепенение, мороз по коже, вспомните тогда о Татхагате таким образом: "Он, Джина, святой, истинно-просветленный, совершенный в знании и поведении, Сугата, познавший мир, непревосходимый, укротитель буйных, Учитель богов и людей, Пробужденный, Бхагават". Как вспомните обо Мне, так тот страх, оцепенение, мороз по коже, что найдут на вас, отпустят вас.

А не вспомните обо мне, так вспомните об Учении: "Возвещено оно во благо Победоносным Буддой, Дхарма, зримая, бесконечная, ко всем обращенная, притягательная, внутренне познаваемая проницательными". Как вспомните вы о Дхарме, так тот страх и оцепенение, что найдут на вас, отпустят вас. А не вспомните об Учении, вспомните о Сангхе: "На благом пути Община слушающих Будду, на прямом пути Сангха слушающих Джину. Достойна она почитания, очень достойна, заслуживает благоговения. Она для мира — высшее поле заслуг". Как вспомните вы об Общине, так тот страх, оцепенение и другое отпустят вас. Почему это так? Потому, о бхикшу, что Татхагата — Архат, Истинно-просветленный, свободен от страсти, свободен от ненависти, свободен от заблуждений, лишен страха, нет у Него боязни, не подвержен панике и испугу".

"Истинный бхикшу проходит среди волнений жизни "тихим и свободным", не ищет почета или уважения. Он укротил все желания сердца, никого не осуждает, в нем нет ненависти к грешникам, но нет и одобрения. Он излучает в мир волны радости и дружественности, милосердия и сострадания, при равном отношении ко всем. Ибо совершенно отрешение радостного, познающего и созерцающего истину. Совершенен твердый духом, не наносящий никому страдания. Совершенен покончивший со всякой страстью, победа над сопротивлением "Я" поистине есть высшее наслаждение".

"Никогда капля росы не удержится на лепестке лотоса; никогда мудрый не прилепится ни к чему из того, что видимо, слышимо и создано. Кто стряхнул с себя все греховное, тот ничего не воспримет в жадности из видимого, слышимого и созданного. Он не ищет очищения посредством другого, ибо ничто, идущее извне, не радует и не огорчает его".

Нирвана, о которой учил своих учеников Будда, является уделом старательных и прилежных. Путь к ней — чистое созерцание. Архат, отбросивший привязанности, свободный от суеты, печали и радости, закаленный в школе самоуглубления, при жизни приобщается к "непроявленному бытию". Тем самым он освобождает себя от дальнейших странствий в мирах сансары.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека