Библиотека
Буддизм: история, каноны, культура
Учение о равноправии. Настика
"Моя Дхарма, — утверждал Будда, — есть Учение милосердия для всех. Как вода омывает всякие берега и очищает доброе и злое, и как неба довольно для всех, так и мое Учение не знает различия между мужчиной н женщиной, знатным и незнатным, шудрой и брахманом..."
"Как великие реки, сколько бы их не было: Ганга, Ямуна, Атиравати, Сарабху, Маги, достигая океана, теряют свое старое имя и свой старый род и приобретают отныне только имя великого океана, так, бхикшу, случается и с этими четырьмя варнами — кшатриями, брахманами, вайшьями и шудрами: если они, сообразно Учению, возвещенному победоносным Татхагатой, покинут свою родину и придут на чужбину, то потеряют свое старое имя и старый род и будут отныне носить только одно имя — бхикшу, следующих за Сыном Шакьев..."
Если человек становился последователем Будды или монахом Сангхи, то он оказывался вообще по ту сторону варн. Когда Будду спросили, к какой варне Он принадлежит сам, Он ответил, что это праздный вопрос: Он ни брахман, ни царевич, ни кшатрий. Он отрешился от мира, и Он выше всех его законов. Будда признавал не равноправие каст, а их ненужность. "Мудрец, рожденный простыми людьми, — говорил Он, — становится великим, когда очищает себя терпением от всего нечистого".
Один из бхикшу свидетельствовал: "Происходил я из низкого рода, был я беден и нуждался. Работал на черной работе и выметал цветы увядшие и поблекшие из храмов и дворцов. Люди меня презирали, не обращали на меня никакого внимания и бранили. Униженно почтителен я был со всеми. И вот увидел я Будду с его бхикшу, когда Он, великий Джина, входил в город Магадхи. Сбросил я свою ношу и подошел, чтобы преклониться перед ним. Из милосердия ко мне остановился Он, Совершеннейший из людей. И склонился я к ногам Учителя, приступил к Нему и спросил Его, высочайшего из всех, принять меня, как бхикшу. И сказал мне Милосердный Учитель, сострадающий всему миру: "Приди ко мне, о бхикшу!" Далее бхикшу Сунита рассказывает, как он удалился в лес и там, предаваясь созерцанию, достиг Освобождения. Пробуждение снизошло на него... "И увидел Учитель, как окружили меня боги. Улыбка появилась на Его лице, и Он сказал мне такие слова: "Священным жаром и целомудренной жизнью, победой над самим собой — вот как делаются брахманами, это есть высшее брахманство".
Когда махараджа Аджаташатру, сын Бимбисары, упасака, спросил Будду, как относиться к человеку из народа, оставившему свой дом и обратившемуся к духовной жизни, и что будет, если раб или слуга махараджи наденет желтое одеяние и станет жить бхикшу по мысли, слову и делу, Будда в свою очередь спросил: "Скажешь ли тогда, — спрашивает Будда махараджу, — пусть этот человек будет опять моим рабом и слугой, пусть он встает и падает предо много ниц, пусть он делает то, что я велю, пусть он живет для моего удовольствия, говорит мне приятное и смотрит мне в глаза?"
"Нет, Бхагаван, — отвечал раджа Будде, — я преклонюсь пред ним, приглашу его сесть, предложу ему одежду, пищу, кров и лекарство, если он болен, обеспечу ему жилище, стражу и защиту, приличествующую ему.
Настика.
Учение Будды не признавало авторитет брахманских книг Древней Индии — вед, из-за обилия в них массы ненужных для Освобождения ритуалов, сковывающих волю и разум человека по рукам и ногам, налагавших один запрет на другой. Он часто указывал на деградацию традиций Вед и брахманизма и относился к ним как к низшим религиозным верованиям.
Будда выступал против всех видов суеверий, которые сковывали человеческий выбор, особенно против кровавых жертвоприношений. И снижение их числа и роли в последующие века в Индии — это заслуга исключительно Будды. Довольно терпимо относясь к почитанию различных богов, Будда добавлял, что почитание одного единственного бхикшу, последователя Будды несравненно выше, чем благоговение перед сонмом подверженных карме божеств. Почитание Муни, реализовавшего себя человека, выше почитания всех богов.