Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Учение о Нирване. Ниришварика

Будда передал своим ученикам метод реализации, применяя который обнаруживают результат — Пробуждение в состоянии блаженной Нирваны, которую уже никто не в силах изменить или разрушить: ни боги, ни люди, ни судьба. Будда говорил о ней, как о единственной реальности, как о предмете всех устремлений и желаний. Именно в идее нирваны, перед которой "слова останавливаются", и заключен важнейший смысл его Учения. "Как великое море проникнуто только одним вкусом — вкусом соли, так и мое Учение и эта виная проникнуты только одним стремлением — стремлением к освобождению", — говорил он. Была провозглашена свобода от всеобщего и безжалостного закона кармы. Этот проблеск или прорыв внутреннего прозрения приводит к совершенной Мудрости, преодолевающей извечный барьер между личностью и миром, к целостному и непосредственному восприятию действительности и к обретению сверхвозможностей.

Первая проповедь Будды. Настенная живопись Рангири Дамбулу Бихара, Шри-Ланка, XIX в.

Ниришварика.

Поэтому Будда был выше понятий многобожия или единобожия и не рекомендовал своим последователям относиться к Абсолюту (нирвана, Будда) так, как это предписывается в ведах. Поэтому буддистов в Индии называли "ниришварика" — отвергающие веру в творца мира. Но какого творца? Брахмы или Вишну, которые, "узурпировав" роль "Творца", выступали в роли "демиургов"? Вспомним космическую модель в учении Махавиры, в джайнизме, где сам запредельный Пуруша и является суперкосмосом, частью которого является человечество. Разумеется, Будде эта система взглядов была известна, возможно, он ее даже разделял, но его манера изложения космологии не предполагала подобные экскурсы в метафизику. Он считал это знание вторичным: Пурушу никто и никогда не создавал, поэтому идея о творце мира отпадала, вследствие тождественности мира и самого Пуруши.

Освобожденный дух человека, терминологически выражаемый посредством слов Будда ("распространивший Пробужденность на все сферы бытия"), Татхагата ("так шествующий") или Нирвана ("угасание клеш"), которые в буддизме не противопоставлялись, — вот что было для него главным. Освобождение, будучи скрытой природой самого человека, достигается заслугами самого ищущего, когда накопленный им благой удел за время странствий по бесчисленным, созданным его кармой мирам позволяет приобщиться к изначальному Будде, который никогда не перестает быть сущим.

Поэтому Будда не относился одобрительно к "пустым" спорам теоретической софистики об определении, например, абсолютного начала или положительной характеристики нирваны. Все понятия, считал он, далеки от истинного состояния Будды. Он предлагал все постигать практически, ибо все тайны бытия и смерти, нирваны и сансары раскрываются во время пробуждения или бодхи.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека