Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Часть II. Будда: двенадцать деяний.

Будда Шакъямуни. Художник Т. Илюхина

Слово "Будда", ввиду родства древвнеиндийского языка санскрита и славянских языков, сходно со словом "будить", поэтому Будда — это "Пробужденный (от сна к знанию)". Интересно, что в некоторых древних славянских дохристианских текстах высших мастеров духовного пути называли "Побудом" или Будаем". Вообще, санскритское слово "будда" обозначает со стояние человеческого или нечеловеческого существа, пробудившего собственную изначальную природу и по гнавшего вещи такими, каковы они на самом деле, а не конкретную личность. Любое живое существо обладает в своей сути приро дой Будды как изначальным состоянием за пределами обусловленности и времени, но не может увидеть этого из за слоев "загрязнений", накопившихся с безначальных времен.

Согласно буддистским воззрениям, в прошлом было бесконечное количество будд во времени и пространстве, а в будущем придут другие бесчисленные будды. Даже сейчас в неисчислимых мирах, населенных сознательными существами, во всей вселенной рождаются будды, достигают просветления, пропове дуют дхарму и уходят в паринирвану. Появление и исчезновение этих бесчисленных будд — это только ил люзорное представление ради пробуждения и освобождения тех живых существ, что все еще спят в океане сансары, подобно бесплодным мечтателям, погруженным в сны и грезы. Если бы будды не появлялись, чтобы ро диться, жить и умереть, как обычные смертные существа, то живые существа усомнились бы в том, смогут ли они когда ли бо достигнуть уровня истинного просветления. О большинстве Будд до нас дошли только отрывочные или совсем краткие сведения, зато священные буддийские тексты и устная традиция донесли до нас многочисленные сведения о доисторической и земной жизни Будды Шакьяму ни, о его двенадцати деяниях и подвигах.

Будда Шакъямуни. Камень. Музей Сарнатха

О годах земной жизни Будды Шакья муни — "могущественного из Шакьев" — можно с уверенностью сказать лишь то, что Он прожил достаточно долгую на сыщенную жизнь, достигнув возраста 80 лет. О времени Его жизни разные традиции сообщают довольно отлич ные сведения. В 1956 году весь буддийский мир пра здновал 2500 летие буддизма со дня ве ликой нирваны Будды. Исходя из этой, "общепринятой" даты, можно за годы жизни Будды принять 624 544 гг. до н. э. (или 623 549, или 487 567), но это мне ние Хинаяны, школы, которую Хай дуб, ученик великого Учителя Цзонхавы называет "особой", то есть "частной" (после "общей"). Что же тогда подразумевается под "общей"? Возможно, хинаяна и возникла в VI в. до н.э., но именно эту дату и приняли западные протестантские ученые, изучавшие буддизм по только по палийским источникам и находившиеся в поиске "чистого" буддизма.

Все остальные традиции, махаяну, ваджраяну в особенности, ученые записали в "испорченный буддизм" и длительное время вообще не рассматривали его как предмет, достойный внимания. В западной науке полная картина буддизма начала выстраиваться буквально за последние полстолетия, а то и меньше. Другие буддийские традиции указывают на иные даты. Так, например, тибетский историк Сумба Хамбо упоминает дату 915 834 гг. до н. э., а Гой лоцзава Шоннупал в первой главе своих "Синих Летописей" приводит дату 1027 948 гг. до н. э., принятую, кстати, в Китае и Японии. В некоторых же источниках сообщается и еще более удаленная дата, а именно 2133 2213 гг. до н. э. (Хайдуб).

Сцены биографии Будды. Настенная живопись. Рангири Вихара. Шри Ланка, XVIII в.

Хронологические расчеты противоречивы, они, как выясняется, зависят от идеологических позиций исследователя, и сейчас пока нет смысла сводить их к некой единой дате. Можно отметить, что буддисты довольно спокойно относятся к подобным разночтениям, потому что в Дхарме главное — это личная история человека, его путь к освобождению, а все остальное вторично. В буддизме макрокосм и микрокосм едины. За двадцать пять веков, которые протекли с той поры, как появился буддизм, многие из тех, кто изучал это учение (и буддисты и не буддисты), посвятили свою жизнь попытке дать ответ на одинединственный вопрос: "Что есть Будда?"

Одни говорили, что Будда — создатель еще одной формы шраманского учения, в котором он сам превратился со временем в верховное божество; другие (назовем их философами) видели в нем мыслителя, творца новой оригинальной системы мировоззрения; третьи (историки) просто констатировали, что человек, почитавшийся под этим именем, первоначально был известен как Гаутама и жил в VI—V вв. до н.э. Но ни один из этих ответов, однако, не стал и не является окончательным. Природа Будды по прежнему остается главной проблемой буддийской мысли. Не случайно тибетская пословица гласит: "Кто понимает значение слова "будда", тот знает о буддизме все".

Согласно буддийским источникам имеется несколько версий биографии Будды, а именно тантрийская, махаянская и хинаянская. Поскольку учение тантры является тайным, то тантрийские версии жизни Будды пока остаются за пределами досягаемости исследователей. Наиболее известна и популярна хинаянская версия, которая и приводится ниже с некоторыми махаянскими параллелями. Привлечены и некоторые тибетские источники. Данная версия следует, главным образом, сюжетам сутры "Лалитавистара" или "Неистовая Радость" и "Буддачарите" или "Деяния Будды" — двух биографий Будды, написанных в первые века н.э. В буддийской традиции, хотя и ут верждается, что деяния Будды так мно гочисленны, что являются непостижи мыми для ума, все же обычно упоминаются 12 деяний.

Это четыре главных события в жизни Будды (рождение, пробуждение, проповедь и маха нирвана), которые в обрамлении других предстают перед нами как 12 деяний, которые он показал миру в качестве Проповеди. Будды, выражая свое сострадание, проявляют двенадцать деяний, а именно: зародив мысль о спасении всех, дают ей созреть и появляются на небесах Тушита; потом нисходят в этот мир, входя в чрево матери и, рождаясь, участвуют в состязаниях и наслаждениях жизни, уходят из дома и подвижничают; затем оставляют аскезу как ненужное, вследствие этого побеждают Мару и достига ют высочайшего пробуждения, после че го приводят в движение Колесо Учения, проявляют служение живым существам и переходят в Нирвану.

Остальные деяния Будд бесчисленны и не поддаются пониманию обычного человеческого сознания. Просветленные передают Дхарму тем, ктосозрел для ее осознания, на разных уровнях, во множестве измерений, которые нам не видимы. Все, что мы видим и чувствуем, есть результат совместной кармы, наличия некоторых единых дел и мыслей. Многое для нас довремени скрыто...


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека