Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Возникновение буддизма

Одновременное возникновение на сравнительно небольшой территории большого количества школ (более 62-х), пользовавшихся влиянием и привлекавших много людей, следует, очевидно, объяснить неким вскрывшимся духовным вакуумом, который старые учения уже не в состоянии были заполнить. Можно предположить, что этим брожением умов был вызван мощный потенциал духа, потребовавший незамедлительного выхода из оков мира сансары. Но ни одно учение того времени не указывало реального выхода из этой удручающей ситуации, ограничиваясь обслуживанием текущих потребностей общества, не являясь предельной мудростью. И хотя именно в Древней Индии религиозное сознание оказалось наиболее развитым в аспекте интуитивного и практического постижения реальности, все же, само по себе, с точки зрения Дхармы или Учения Будды, оно не давало окончательного освобождения.

Помимо толкования своего древнего наследия все эти школы отточили свое видение главным образом в позднейшей полемике с буддистами, а часто и заимствовали из последнего готовые разработанные положения и целые системы. По некоторым предположением адвайта-веданта Шанкары, вершина индийского религиозного мышления есть итог освоения высоких буддистских доктрин. С появлением шрамана Гаутамы центр духовной жизни в Индии перемещается с брахманизма на буддизм, обладающий глубокой философией и умеренной (в отличие от джайнов) методологией Пути, выраженной в понятии "срединности" между крайностями аскезы и обычного существования.

В Индии не было школы или философской системы, которая в той или иной степени не ощутила бы влияния буддизма. В то время как сотни шраманов, не признавая высшее и отвергнув этику, истязали свою плоть или иссушали свой ум в бесплодной казуистике, Будда, что значит "пробужденный [к знанию]", занимался совсем иными проблемами. В центре его Учения, или Дхармы, был человек, поток его сознания, его проблемы и страдание. Именно целенаправленным устранением страдания из всех сфер бытия человека и были заняты его последователи, составившие общину или СангхуАрьев (святых). Будда упрекал брахманизм, что он давно не следует своим же собственным постулатам (истинный брахман должен вести целомудренную жизнь, священным жаром и победой над самим собой — вот как делаются брахманами, это есть высшее брахманство).

В буддизме слова "брахман", "арий" не противопоставляются Дхарме, а наделя ются новым, глубоким смыслом. Относительное "Я" человека Будда не игнорировал, он лишь утверждал, что оно не имеет изолированной от мира природы, равно как и все в мире. Однако в дальнейшем диалог буддизма с брахманизмом протекал в атмосфере активного неприятия, и пути их разошлись.

"Знай же, Васетха, что время от времени на землю приходит Татхагата, полностью пробужденный, Бхагават, Архат, преисполненный мудрости и милосердия. Благословенный, познавший мир, не превзойденный Учитель всех живых существ. Наставник богов и людей, великий Будда. Он сам до конца познал и видит как на ладони всю эту вселенную — ее нижние и верхние миры и всех ее обитателей, и знание свое Он передает другим. Он провозглашает истину — скрытую и выраженную, прекрасную в своем зарождении, прекрасную в ее развитии, совершенную в ее конце. Он открывает высшую жизнь во всей ее чистоте и совершенстве (Тевигга Суттанта, 1, 46)".


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека