Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Основатель джайнизма.

Вардхамана Махавира — "Великий Герой" (599-527 гг. до н.э., согласно научной датировке) с эпитетом Джина (Победитель — титул, равно относимый и к Будде), кшатрий, аскет, старший современник Будды, проповедовавший 35 лет учение, которое, в течение длительного времени в прошлом, передавали людям другие пробужденные "тиртханкары" — "переправщики на тот берег". Махавира был тиртханкаром. Учение, как считают джайны, было передано Махавире от Паршвы, одного из последних тиртханкаров. дхармы, которая здесь ассоциируется с ритой. В одном из гимнов книги говорится, что и другое божество (здесь: Агни) как бы становится Варуной, если выступает ее охранителем. Одинаковая подчиненность людей и небожителей единой вселенской безличной силе является важнейшей идеей ведического мировоззрения.

Пантеон Ригведы.

Божества соответствовали трем сферам мироздания. Наиболее важными из них часто считались не высшие ("небесные"), а промежуточные ("воздушные"), символизирующие связь земного и небесного миров. В некоторых гимнах упоминаются имена лишь трех богов, часто говорят о 33, а в других гимнах — 3339 божеств — это число восходит к той же первоначальной трехчленной структуре. Это представление о трех сферах — трех локах (трех мирах) прочно утвердилось в религиозной мысли индийцев, а в буддийских текстах упоминается о 33 небожителях.

В ряде гимнов ставится вопрос, как возникли боги, кто создал их. Особенно ясно эта идея выражена в ряде отрывков из 82 гимна X книги, обращенного к Вишвакарману, который определяет законы мира богов и людей. Гимн 72 X книги повествует о том, что Брахманаспати — "властитель молитвы" — выковал богов "подобно кузнецу", т. е. "творцом" их выступает некое предначальное божество. Ведийские мудрецы по-разному описывали "древний век пантеона", но представление о том, что было время, когда боги еще не родились, разделялось, видимо, многими в ту эпоху. Могущество божеств небезгранично именно потому, что они не существовали извечно.

В полном соответствии с отрицанием независимого существования божеств авторы гимнов рассматривают их как вторичное явление, возникшее в результате уже совершившегося акта творения. Подобно людям, боги выполняют свое предназначение в мире, но не управляют миром и не ведают, откуда он. Некоторые ведийские боги служат аллегорическим отображением атрибутов высшего божества, что имеет отдаленные параллели с иранскими язатами (архетипами высшего бога). Но многие боги изображаются весьма натуралистически, что лишний раз подтверждает мысль о них, как об иносуществах из плоти и крови, посредством магии подчинивших себе стихии и людей.

Описания "жителей неба, правящих землей", часто расплывчаты. Обращение к божеству с просьбой о благах и милостях, где он назывался самым могущественным среди небожителей и царем над всеми богами, не означало умаления роли других фигур пантеона, а свидетельствовало лишь о воплощении им на данный момент качеств прочих властителей небес. Согласно традиционному индийскому делению все божества как бы образуют ряд из трех групп, сответствующих трем сферам вселенной — небу, воздушному пространству и земле. К первой из них принадлежали Сурья (солнце), Ушас (заря), Варуна (божество вод и миропорядка), ко второй — Агни (жертвенный огонь), Сома, к третьей — боги ветра (Ваю), грозы (Рудра), молнии, грома и разрушительных стихий (Индра). Главный ведический бог Агни — бог огня; ему посвящено больше гимнов, чём какому-нибудь другому божеству. Это указывает на древнюю связь индо-ариев с маздаяснийцами, у которых огонь символизировал самого Мудрого Ахуру. Следующий по значению — бог Индра, иногда напоминающий земного военачальника свирепых, патриархальных варваров.

Есть мнение, что Индра является обожествленным племенным вождем, который действительно был военачальником арьев или по крайней мере преемником их неукротимых вождей. Не раз в гимнах мы находим обращение к Индре с призывом выпить крепкого, опьяняющего сомы и вести своих верных арьев к победе. Индра наголову разбивал врагов, подвергая разграблению "сокровищницы безбожных". Эта центральная в ведийском пантеоне фигура возвышается над остальными мифологическими существами (он сответствует греческому Зевсу). Индра постоянно именуется "царем богов" и признается воплощением физической силы, мужества и бесстрашия. Бог восседает на колеснице, влекомой могучими конями. Его основная функция — борьба с титанами (асурами). Самый известный его подвиг — схватка с "демоном" Вритрой. Сражение с Вритрой воспевается в "Ригведе" постоянно: нелегко найти гимн, где так или иначе не раскрывалась бы эта тема. Бог убивает страшное чудовище, отсекает ему руки, разрушает 99 построенных им городов-крепостей.

Главное оружие могущественнейшего божества — ваджра. Изображение ваджры фигурирует в изображениях Индии, Ирана, Ближнего Востока, Америки. Индра предстает в Ригведе как символ воинского сословия древнеиндийского общества: он наделен идеальными достоинствами воителя, и почти все связанные с ним сюжеты рассказывают о военных схватках и сражениях. Он также использует магическую силу (майя). В более поздних текстах под "майей" понимается космическая иллюзия, но в Ригведе, он обозначает именно магию, способную гарантировать победу в не меньшей степени, чем физическая сила. Для Ригведы характерна "сниженность" образа главного бога. Индра не отождествляется ни с каким моральным принципом. Он прожорлив, похотлив, более других ведийских божеств привержен пьянству, в поединках с асурами не гнушается обманом и коварством. Чувственность, хитрость и очевидная неразборчивость в средствах — все это присуще Индре. Возможно в подобном описании богов есть некая тайна, но это выходит за пределы нашего нынешнего рассуждения. Одним из подвигов Индры, за который авторы гимнов не устают возносить ему хвалу, было "освобождение рек", которые были "остановлены искусственными преградами". Демон Вритра "лежал, протянувшись на склоне холма, подобно громадной змее". Когда Индра нанес демону сокрушительный удар, "камни покатились, как колеса повозки", и вода "хлынула через неподвижное тело демона".

Вся эта образно изложенная картина едва ли может означать что-либо иное, кроме разрушения плотины. Этот миф со всем его метафорическим содержанием дает ясное представление о том, как и кем был нанесен окончательный удар по земледелию в долине Инда, поскольку там практиковалось искусственное заливное орошение при помощи специальных, иногда временных плотин и дамб. Исследования опытных филологов показали, что слово вритра означает "преграда", "барьер", а не"демон"как таковой. Веды пестрят бесчисленными описаниями кровавых жертвоприношений. Такие массовые жертвоприношения со вершались не только в честь Агни, но и в честь других ведических богов, хотя и неизменно перед священным огнем. Продолжительность и сложность церемонии неуклонно возрастала. Количество и разнообразие приносимых в жертву животных кажется просто невероятным. Высшую категорию жертвенных "животных" составляли человек, бык и жеребец, но, согласно Яджурведе и Брахманам, во время таких яджн приносили в жертву почти всех известных зверей и птиц.

Такие чудовищные церемонии, сопровождавшиеся бесконечными ритуальными убиениями, были нормой ведийского культа. Характерное для ведийского мировоззрения соединение идеи космического миропорядка с ритуальной практикой жрецов-брахманов заставляло связывать мораль с регулярным приношением жертвы. Взаимодействие с силами мирового процесса было главной целью жертвоприношений и всей культовой практики жрецов: она воспринималась не только как средство получения различных материальных благ, но и органической частью космического действия. Эта практика обеспечивала торжество риты как универсального организующего начала над угрожающим всему живому хаосом. Движение солнца и смена сезонов не смогли бы происходить при нарушении цикла жертвенных действий.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека