Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Протоиндийцы и индийская цивилизация.

В течение длительного времени индоевропейцы-арии волнами спускались с севера на юг. В современной науке существуют разные представления об их первоначальной прародине, от степей Евразии до Кавказа и Причерноморья, но, все же, и это тоже вполне научная точка зрения, больше всего оснований считать их прародиной именно полярные, заполярные и приполярные области современной Евразии и исчезнувшие в результате катаклизмов земли в акватории Ледовитого океана, где, по всем научным данным, климат в древности был иным. Эти места подробно описаны в "Махабхарате" и других традиционных источниках.

Все другие, многократно описанные области их расселения являлись лишь "промежуточными стоянками" и местами расселения в движении на юг. Одни из первых переселенцев пришли в район Белуджистана и по прошествии некоторого времени разделились на две группы. Одна группа ушла далее на юго-восток и основала обширную цивилизацию в долине реки Инда. Другая группа переселенцев этой же волны ушла на запад, в области Междуречья, и основала там государство Шумер. Контакт, торговля, культурный и религиозный обмен существовали между родственными этнообразованиями в течение длительного времени. Типичные протоарийские изображения человека на крылатом диске солнца найдены и на огромных просторах Севера России, и в районах Ближнего Востока и Центральной Азии.

В середине прошлого века ученые обнаружили следы городов в долине реки Инда. После 1920 г. таких городов было найдено более сотни на обширной территории: от побережья Аравийского моря и до Гималаев, от Белуджистана до Ганга. Их примерный возраст был определен в 7-3 тысячи лет до н. э. Среди этих поселений выделялись два города. Более южный из них находится в Синде; этот город, от которого сохранился лишь пустынный холм, известный под названием МохенджоДаро, был расположен на берегу самого Инда. Более северный, Хараппа, расположенный в западном Пенджабе, стоял некогда на реке Рави, крупнейшем притоке Инда. По названиям этих городов, цивилизацию, к которой они относились, назвали "хараппской", или "цивилизацией долины Инда", либо "цивилизацией Мохенджо-Даро и Хараппы". 

Открытие городов долины Инда полностью изменило существовавшие до этого взгляды на древнюю историю Индии. Из сопоставления с находками, сделанными при раскопках в Междуречье (Месопотамии), становится ясно, что в III тысячелетии города долины Инда поддерживали торговые связи с современными им городами других стран. Продолжительность существования Индской цивилизации может приблизительно определяться периодом с 6000 по 2000 год до н. э. Конец ее наступил, самое позднее, вскоре после 1750 года до н. э. Крушению культуры долины Инда предшествовал длительный период постепенного упадка, но конец ее был внезапен. Мохенджо-Даро был предан огню, все его жители перебиты, после чего жизнь в городе уже более не возобновлялась. Свидетельства о трагической гибели Индской цивилизации позволили дать новое реальное истолкование метафорическим древним санскритским текстам, в которых говорится, что враги были безжалостно уничтожены в бою, их богатства разграблены, а города сожжены.

Летящий Индра. Деталь композиции «Летящий Индра с апсарами». Аджанта

Но самое интересное, что на местах катастрофы были найдены стекловидные массы, образованные при температуре в десятки тысяч градусов, словно каменные стены были оплавлены. Между этой и последующими цивилизациями Индии прослеживается некая преемственность. Например, древнейшие весовые стандарты индийских монет находят точное соответствие в определенном наборе гирь, найденных в Мохенджо-Даро, а не в стандартах, преобладавших в Персии или Месопотамии.

Создается впечатление, что кое-кто из прежнего населения долины Инда уцелел после прихода индо-арьев и продолжил старые традиции, в частности в области производства и торговли. Однако между концом цивилизации долины Инда и наиболее ранней возможной датой начала возникновения значительно более мелких индийских городов и государств, которые вводят нас в исторический период, уже отныне продолжающийся без перерывов до наших дней, существует явный хронологический пробел. Мы почти ничего не знаем о литературе эпохи так называемой цивилизации городов Индской долины (или цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы), которая считается одной из древнейших в истории Индии; письменность ее доныне остается нерасшифрованной.

По сохранившимся памятникам изобразительного искусства — изображениям на печатях, статуэткам — мы можем судить о существовании в древнейшую эпоху Индской цивилизации достаточно, по-видимому, развитых культов антропоморфных божеств, а также более архаических культов различных животных и деревьев. На некоторых печатях встречаются изображения рогатого трехликого (или четырехликого) бога, явно пользовавшегося особенным почитанием в этих древних, городах; возможно, что это было верховное божество государственного культа. На одной из печатей мы видим изображение этого, божества, сидящего в характерной позе с подогнутыми ногами, касающимися одна другой пятками — позе индийского отшельника, "йогина", известной и по иконографии, и по непосредственным наблюдениям в Индии вплоть до наших дней.

С четырех сторон его окружают животные: слон, буйвол, тигр и носорог, а внизу на печати изображены два оленя (здесь усматривают сходство с позднейшими изображениями "бенаресской проповеди" Будды (следует заметить что именно в ранней буддийской литературе и буддийском искусстве прослеживаются весьма архаические элементы неарийского происхождения). Дж. Маршалл, один из первых исследователей памятников древней цивилизации долины Инда, дал ему имя "прото-Шива". Действительно, многое в его изображениях дает основания предполагать в нем прототип одного из верховных богов индуизма, в частности очевидный элемент фаллического культа, а также связь с животными (один из главных эпитетов Шивы — Пашупати, "Владыка животных"). В изображенных вокруг него животных усматривают также зооморфных божеств направлений (прототипы богов стран света в пантеоне позднейшего индуизма, так называемых л окапал ов).

Согласно этой интерпретации носорог представляет собой север, слон — восток, буйвол — юг, а тигр — запад. Широко распространен был в эту эпоху культ Богини-матери, особенно среди низших слоев общества, о чем можно судить по многочисленным грубо изготовленным статуэткам, найденным при раскопках беднейших кварталов городов Индской долины Богиня-мать изображается и на печа тях, часто под сенью своеобразной арки с растительным орнаментом (из листьев дерева ашваттха), напоминающие некоторые изображения Шивы и его супруги Дурги в позднейшей индуистской иконографии. В изображении женщины с деревом, растущим из её живота, в сочетании с двумя полузооморфными фигурами Дж.Маршал видел образ той же Богини-матери с двумя спутниками, зооморфными существами. На других изображения: этот образ богини сочетается еще с семью женскими фигурами; есть основания полагать, что они представляют собой речных богинь, олицетворяющих Инд с его притоками; их сопоставляют с семью речными божествами или нимфами — апсарами — в Ведах и с образами очень распространенного впоследствии в Индии архаического культа семи богинь, связанного с почитанием Богини-матери.

Связь древней Богини-матери с образом прото-Шивы, супругой которого она, по-видимому, почиталась, подчеркивается не только общностью растительного атрибута (голова рогатого бога на печатях увенчивается кроной той же ашваттхи), но и общностью зооморфного символа — буйвола (хотя, надо заметить, в индуизме Шива более всего ассоциируется с быком, Дурга — с тигром).

На одной из печатей вырезан трехликий бог, окруженный животными, — прототип Шивы, владыки зверей (Пашупати). На других — архаический и типично индийский вариант героя, удушающего каждой рукой по тигру, — подражание шумерскому Гильгамешу, удушающему львов. Еще на одной индской печати мы узнаем Энкиду — человека-быка, который был товарищем Гильгамеша по его многочисленным подвигам, совершенным в Месопотамии.

Эти сюжеты служат дополнительным свидетельством индо-месопотамских контактов — города долины Инда, как известно, поддерживали торговые и культурные связи с Шумером. Расшифровка печатей, а также привлечение дополнительных смежных источников (месопотамского происхождения) позволило бы узнать, кто и почему уничтожил цивилизацию долины Инда.

В известном изображении на печати человеческая фигура между двумя тиграми, возможно, олицетворяет солнце (от головы ее расходятся лучи), тигры — силы тьмы, с которыми борется солнечное божество. В ряде сцен на печатях часто появляются тигр и человекообразное существо, которое борется с ним или сидит на дереве. В этом полузооморфном образе усматривают божество растительности, дух дерева или леса. Отголосок сюжета о борьбе его с тигром находят в сказке из палийского цикла джатак. Человеческая фигура между двумя вырванными из земли деревьями напоминает исследователям индуистскую легенду о Кришне, освободившем двух сыновей бога Куберы, обращенных заклятием в деревья.

Черты сходства образов иконографии Хараппы с индуистскими божествами, почитание священных животных и деревьев говорят об определенных узах преемственности между древней цивилизацией долины Инда и позднейшей индийской культурной традицией. Хотя переходная ступень от древнейшей эпохи к ведийскому обществу и культуре еще остается для нас проблемой по причине недостатка исторического материала.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека