Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Часть 1. Индия до прихода Будды Шакьямуни. Традиционные буддийские представления о времени и истории.

Зелёная Тара. Художник Т. Илюхина.


Традиционные буддийские представления о времени и истории


«Львиная Капитель» Ашоки. С колонны Ашоки III века. Песчанник, музей Сарнатха.

Предельный духовный опыт неописуем и находится по ту сторону любого деления на любые виды религиозного опыта. Однако “мудрость различения‘‘ является одной из пяти основных мудростей в буддизме и разность восприятия "последних истин" в разных духовных школах очень важна.

Наиболее общей из традиционно принятых в науке классификацией мировых религий следует признать их деление на авраамические и индоевропейские. К первым относятся иудаизм, мусульманство и, с множеством уточнений, христианство. Ко вторым — и ведические культы, и индуизм, зораостризм, греческие, римские славянские, германские и прочие европейские древние духовные традиции.

Христианство является трагическим единством этих двух, во многом очень несходных, источников познания и веры. В наше время однозначно отнести ту или иную мировую религию к этому делению непросто. По разным причинам в религиях авраампческих есть направления. имеющие все характерные черты индоевропейской духовности и наоборот.

Буддизм, безусловно, является вершиной всего спектра индоевропейской религиозности. Индуизм, из которого он вырос, является чем-то похожим на “ветхий завет" для христианства, когда есть много общих духовных тем, образов и понятий, но понимание их смысла подчас противоположно или, как минимум, неоднозначно. Санскритские и тибетские тексты повествуют об очень древних временах, когда первые индоевропейцы — арьи — пришли в Индию. Вышедшие с арктической прародины они нашли свою новую среду обитания в этом огромном и прекрасном субконтиненте. Современная наука оперирует совсем иными парадигмами, чем традиционная буддистская историография и историософия. Последние ведут свой отсчёт от древнейших магических и внетехнологических цивилизаций, следы которых нельзя обнаружить методами традиционного научного исследования, в его узком, европейско-американском варианте, последних столетий.

Наука, в её современной форме, существует порядка трехсот лет, не более. Современная методология научного исследования. от Т. Куна до П. Файрабенда, не позволяет сделать окончательного вывода о доказуемости тех или иных представлений, находящихся в пределах иных, отличных от общепринятых в академических изысканиях, культурных и прочих архетипов.

Фрагмент рукописного листа Ригведы, древнейшего из ведических текстов.

Традиционные представления индоевропейцев вообще и буддизма в частности оперируют цифрами, непонятными как академической науке, так и адэптам авраамических религий. Приведём, как пример, сводное, извлечённое из различных источников, описание 12 изначальных учителей дзогчена в изложении итальянского тибетолога А. Клементе:

"1. Во времена, когда срок жизни был неисчислим, в божественном измерении под названием Гадэн Цегпа ("Радостная пагода") у всех существ были тела света, состоящие из сущности элементов. Они рождались чудесным образом, не носили одежд и светились собственным светом. Чтобы передать им учение, Будда Вадрадхара проявился как белый восьмилетний  ребенок в середине золотого тысячелепесткового лотоса: имя его было Кеу Нанва Самгьи Микьяппа (Великий Ребенок Непостижимое Видение).

На каждом лепестке возникло проявление, в точности совпадающее с центральным, образовав таким образом тысячу ипостасей, предвещавших явление тысячи Будд в эту счастливую кальпу. В небе засияло шесть миллионов четыреста тысяч звезд, провозвещая появление такого же числа тантр Дзогчен. Семнадцать звезд, светившихся ярче других, провозвещали семнадцать главных тантр. Тысяче Будд, присутствовавших как ученики, он голосом птицы богов преподал тантру "Звук, превосходящий все" (sGrathal gyur), а два божественных Бодхисаттвы Ньима Рабту Нацва и Гаджед Ванчуг собрали учения.

2. Постепенно продолжительность жизни стала уменьшаться и возникли первые тонкие страсти, вызывая упадок добродетели, и свет существ тускнел день ото дня. Так пришла пора, когда срок жизни составил десять миллионов лет. В измерении под названием Саха существа теперь рождались из пятицветных яиц, состоящих из сущности элементов. Они обладали совершенством органов чувств и всех членов тела и были крепки, словно юноши шестнадцати лет. Стройные, словно стрелы, они были облачены в листья и окружены лучезарным сиянием. Все они обладали чудотворными силами и малыми страстями, не встречали материальных препятствий, и пищей им была сущность четырех элементов. Будда Кеу Митругпа (Дитя Неколебимый Свет) проявился как один из них. Голосом Вишну, (чьи волосы собраны в) "пять пучков" он преподал пять тантр Ума, Речи, Тела. Достоинств и Деяний двумстам тысячам дакини в знак того, что в грядущем такое же число женских существ освободится благодаря его учениям.

3. По причине страстей свет продолжал тускнеть, а срок жизни далее сократился до ста тысяч лет. В то время существа, рожденные из тепла и влаги, стали жертвами первых болезней, вызванным неравновесием элементов и стали питаться растениями. В месте, именуемом Тродшер Дупа Одкьил Пунпа (Громада Света, Накапливающая Влагу), среди них родился Будда Джигпа Кёппэй Йид (Ум, Хранящий от Страха). Шестьсот тысяч Бодхисаттв - в знак того, что грядущем такое же число мужских существ освободится благодаря его учениям - он учил "Опустошению сансары" (Khor ba dong sprugs), "Изогнутой Шее Павлина" (rMa bya mjing snol), "Исчерпанию четырех элементов первоначал" (‘Вуing bzhi zad ра) и прочим тантрам, слегка нашептывая их, подобно жужжанию пчёл, доносимому ветром.

  Сидящий мудрец с медитационным поясом. Камень. Южная Индия, XVII в.

4. Срок жизни становился все короче, а страсти все сильнее. Тела существ утратили свой свет, и потому появились солнце и луна. Когда средний срок жизни стал равняться восьмидесяти тысячам лет, по причине желания и привязан ности выросли детородные органы: сперва, чтобы удовлетворить желание было достаточно посмотреть друг на дру га, затем потребовалось браться за руки, и наконец, тела начали спариваться и воспроизводить себе подобных. С тех пор существа стали одеваться в хлопок или кору деревьев и питаться жиром земли, однако они были столь жадны, что вскоре потребили все. Так что они нача ли есть рис, но, поскольку чувство "я" и "моего" становилось все сильней, из-за ненависти и гордыни пропала даже эта пища.

В ту пору в месте, именуемом Ча еджун Налду Нанва (Видение во Чреве Зачатия), Будда Шонну Ролпа Нмпар Цева (Юной Проявление Сострадания), подобно всем остальным, родился из утробы в облике десятилетнего ребенка. Тысячу якшей учил он одиннадцати тан трам: пяти коренным и шести вторичным тантрам Сэмдэ.

5. Когда средний срок жизни составил шестьдесят тысяч лет, в измерении Тридцати Трех Богов Будда Ваджрад хара Шестой родился как божествен ный Бодхисаттва. В чарующем саду Юного Целителя (‘Nsho byed gzhon nu) семи Буддам — геро ям нашей эпохи передал он уче ниям о шес ти, трех и во семнадцати парамитах, ко торые охваты вали методы, как с усилием, так и безусиль ные, включая тантры Дзогпа Ченпо. Пробыв среди богов семьдесят пять лет, он, оставив учени ку Норзану свой за вет, вступил в па ринирвану, где погрузился в са мадхи на семь тысяч лет.

6. Семь тысяч лет спустя он восстал и, движимый состраданием к существам, переродился как сын якши и яростной даки ни в измерении Кладбища тайного проявления в устрашающей местности якшей к северо-востоку от горы Меру Это была пора, когда средний срок жизни составлял шестьдесят тысяч лет. У него была внешность устрашающего карлика с тремя лицами и шестью руками, державшими миры шести разрядов существ, и звался он Шонну Паво Тобдэн (Юный Могущественный Герой).

Он учил семерых бодхисаттв, "имеющих силу облаков"(потому что они слушали в облаках, погрузившись в свой пупок), а также бессчетных дакини, дэва и нагов тантре "Самовозникающего состояния чистого присутствия"(Rig pa rang hаг) и прочим тантрам. Он пробыл среди них тысячу лет, и затем, оставив свой завет Якше Лагчоду, вступил в паранир вану и оставался в самадхи сто тысяч лет.

7. Когда средний срок жизни составил десять тысяч лет, он восстал из самадхи и возродился в измерении ракшасов на земле в западной области, где было много бодхисаттв. Звался он Трансон Тропэй Гьялпо (Мудрый Грозный Царь), и в пещере, которая сама собой испускала звук "рулу", передал десяти миллионов ракшасов "десять тантр для подчинения грубых (вредоносных сил) и прочие учения. Он не оставил завета и в конце своей жизни погрузился в самадхи, где пребыл пятьдесят тысяч лет.

8. Затем средний срок жизни сократился до пяти тысяч лет, и на этой земле в месте, именуемом "Гора Коршунов", он возродился в царской семье под именем Сэр Од Дампа (Высший золотой свет). В возрасте двадцати пяти лет он стал перед ступой и обрезал волосы, самостоятельно приняв обеты. Затем бессчетным шравакам он передал учения Винаи и Праджняпарамиты.

9. Когда средний срок жизни составил тысячу лет, и на земле Юй Минмачен (Бирюзовобровая) в северной Монголии вблизи дерева Бодхи, которое выросло рядом с самовозникшей ступой, родился Цевэ Ролпэй Лодро (Мудрое Проявление Сострадания). Своим ученикам — бессчетным бодхисаттвам, достигшим восьмой бхуми, — он передал "семь особых тантр", включая "Царь все творящий" (Кun byed gуаl ро) и "Великое пространство" (Nam mkha‘ che). Пробыл он там сто и двадцать лет.

10. Когда средний срок жизни составил пять сотен лет, Будда Кашьяпа старейший решил переродиться из мира Тридцати Трех Богов в человеческом мире, преимущественно затем, чтобы облегчить страдание старости. Поэтому в месте под названием "Гора Коршунов" он преподал множество учений, включая описания ануйоги, семерым ученикам, принявшим облик архатов. Он оставался там семьдесят пять лет, а затем ушел в практику воздержания, оставаясь семь лет в позе лотоса. В конце жизни он не оставил смертных останков, растворившись в тело света. Он оставил свой завет брамину по имени Гон Сэм.

11. Когда средний срок жизни составил три сотни лет, Будда Нондзог Гьялпо (Совершенный царь), сын сведущего в ведах брамина, родился в Ваджрасане (Бодх Гая), бодхисаттвам и Манджушри, Авалокитешваре и Ваджрапани, а также прочим ученикам он передал все учения касательно истинного состояния и другие тантры. Проучив двадцать пять лет с целью показать своим ученикам с низшими способностями истину страдания рождения, старости, болезни и смерти, он вступил в паранирвану, явив обычные знаки смерти.

12. Когда средний срок жизни сократился до сотни лет, Будда Шакьямуни родился как сын царя Шуддходаны. В Варанаси и других местах он учил четырем благородным истинам и различным постепенным путям, а также совершил двенадцать великих деяний."

"Синяя Летопись" (Дэб-тер онпо)" тибетского писателя Гой-лоцзавы Шоннупала, основанная на утерянных письменных и устных источниках, даёт материал о доисторических эпохах, отдаленных от нас миллионами лет.

История происхождения человека на Джамбудвипе после установления мира развивалась следующим образом: Из "Ратнавали": "После разрушения (пралайя) очередной Манвантары (Вселенной) все живые существа, населяющие прежние миры, ушли в сферы ясного света, превратившись в сияющих богов. Две божественные энергии — Мужская (солнца) и Женская (луны) — произвели сына, который воплотился на обновленной и чистой Джамбудвипе. От него по явились и размножились другие и заселили обширные пространства. Это была чистая и святая эпоха, называемая Сатья-юга или Крита-юга.

Первый царь, которого возвели па престол, был Махасаммата. Он ознаменовал новую — Трета-югу. При нем люди стали называться "саттвами" — "живыми существами". Сын Махасамматы Роча стал затем править. При нем люди стали называться "пришедшими" (или "пришельцами", "агаччха"). Кальяна стал затем править. При нем люди стали называться "пятнистыми". Варакальяна стал затем править. При нем люди стали называться "облакоголовыми". Упошадха стал затем править. При нем люди стали называться пальмоногими". Люди достигали возраста 1000 000 000 000 000 000 000 000 000 лет.

Когда царем стал Мандхатри, люди стали называться "манавас" или "рожденными от разума", ибо рождались из головы. Мандхатри родил таким образом сына Чару. Он был владыкой четырех двип и обладал Золотой чакрой (первый чакравартин — ред.). Упачару был владыкой трех двип и обладал Серебряной чакрой. Чаруман был владыкой двух двип и обладал Медной чакрой. Упачаруман был Владыкой 1-й двипы (Джамбу) и обладал Железной чакрой.

Эти пять царей называются пятью царями первой эпохи-кальпы. Они обладали одной из Семя драгоценностей, представляющих необходимое достояние царской власти, а именно цари Мандхата, Чару — владыка четырех двип и обладатель золотого колеса, Упачару — владыка двух двип и обладатель медного колеса и Упачаруман — владыка одной двипы и обладатель железного колеса. Это была эпоха Чакравартинов — Вселенских монархов, эпоха Двапара-юги. Люди достигали возраста от бесконечности до 80 000 лет.

Когда нравственная атмосфера ухудшилась, наступила эпоха Кали-юги. Она же ознаменовала собой и наступление периода Кальпа-бхадры — Благой кальпы, когда должны прийти 1000 будд. Первым царем этой эпохи стал раджа Бхадра. Первым Учителем Буддой, который пришел в эту манвантару, был Татхагата Кракучханда. Люди в его время жили до 40 000 лет. С этого времени начинается приход арьев в Индию (в Арьяварту или Арьядешу).

Деталь скульптурного убранства храма в Сарнатхе XIII век

От Бхадры до Самантапрабхи включительно прошло 30 царей. От последнего до Санруджита прошло 100 царей, которые правили в стране Потала. От последнего до Виджайи прошло 54 000 царей, которые правили в стране Айодхья. Одним из этих царей был Пра саннакирти или Прабхаса. Случай с погонщиком слонов привел его к внутреннему потрясению, что вызвало у пего интуитивное прозрение и сострадание. Так зародилась у Него мысль о Пробуждении. Перед Буддой Шакьямуни. который был в то время, Он дал первоначальный обет о достижении в будущем состояния Будды. Так Он стал бодхисаттвой.

От Виджайи до Душьянты включительно прошло 63 000 царей, которые правили в Варанаси. От последнего до Брахмадатты прошло 84 000 царей, которые правили в Капилавасту. Со времени первоначального обета Благословенный бодхисаттва осуществлял процесс накопления заслуг. Ко времени прихода Будды Раштрапалы или Ратнашикхина Бодхисаттва почтил 75 000 будд, завершив тем самым первый период. От Брахмадатты до Нагадатты включительно прошло 32 000 царей, которые правили в Хастинапуре. От последнего до Ромапутрии прошло 5000 царей, которые правили в Такшашиле.


От последнего до Нагнаджита прошло 32 000 царей, которые правили в городе Ураса. От последнего до Каушики прошло 32 000 царей, которые правили в Аджите.

От времени прихода Будды Садхукары или Падмоттары и до Будды Дипанкары (Нидрахваджи), Благословенный Бодхисаттва почтил 76 000 будд, завершив 2-й период накопления заслуг. Люди в это время жили до 30 000 лет. От Каушики до Джаясены прошло 32 000 царей, которые правили в Каньякубдже. От последнего до Нагаджвы пришло 18 000 царей, которые правили в Чампа.

От последнего до Нарадэвы прошло 25 000 царей, которые правили в Талашала. От последнего до Самудрадэвы прошло 12 000 царей, которые правили в Ромали. От последнего до Сумати прошло 18 000 царей, которые правили в Дантапуре. От последнего до Маричи прошло 25 000 царей, которые правили в Раджагрихе. От последнего до Махешварасены прошло 20 000 царей, которые правили в Варанаси. От последнего до Самудрасены прошло 84 000 царей, которые правили в Кушинагаре.

От последнего до Тапаскары прошло 1000 царей, которые правили в Потале. От последнего до Дхаранимукха прошло 84 000 царей, которые правили в Кушинагаре. Пришел Будда Кашьяпа Первый или Випашьин. При нем люди жили 20 000 лет. От Будды Дипанкары до прихода Будды Кашьяпы Благословенный Бодхисаттва почтил 77 000 будд и закончил 3-й период накопления заслуг. При этом Будде Бодхисаттва выразил желание достичь Пробуждения и обрести Буддство при будущем Буд де Кашьяпе (Втором).

От Дхаранимукхи до Махадэвы включительно прошло 100 000 царей, которые правили в Варанаси. Пришел Будда Канакамуни. Люди при нем жили 10 000 лет... На протяжении еще 100 больших кальп Благословенный бодхисаттва завершил все факторы для достижения возвышенного характера бодхисаттвы, достигнув необратимости. По окончании еще 100 кальп он 7 дней чтил Будду Накматрараджу.

Когда оставшиеся 91 кальпа прошли, в мир пришел Будда Кашьяпа (Второй). Благословенный бодхисаттва родился как Шветакету, в виде учителя и сына брахмана. Он достиг святости (архатства) при этом Будде и ушел на небеса Тушита. И оставался там до окончания срока одной жизни. Возраст же богов сферы Тушита — 576 000 000 лет за одну жизнь в их измерении. Люди в то время жили несколько тысяч лет. От Махадэвы до Неми прошло 84 000 царей, которые правили в Митхиле.

От последнего до Ратхасары прошло 49 царей... От Ратхасары до Гаганапати прошло 77 000 царей, которые правили в Саманталоке. От последнего до Крикри или Крикина прошло 100 царей, которые правили в Варанаси. Царь же Крикри достиг успеха в практике Пробуждения и еще при жизни Будды Кашьяпы (Второго) ушел на небеса Тушита. От царя Крикри наследовал его сын Суджата. Он него до Каринна включительно прошли 100 царей, которые правили в Потале. У царя Крикри были два сына — Гаутама и Бхарадваджа. Гаутама ушел с разрешения отца в аскеты, но был оклеветан и казнен.

Однако незадолго до смерти он чудесным образом произвел двух мальчиков. Поскольку они произошли от солнечного луча, он назвал их Сурьявамса — "солнцеликие". Поскольку они были сыновьями Гаутамы, он назвал их Гаутамы. Поскольку они были рождены от его собственного тела, они были названы Ангирасы. Поскольку они были найдены в сахарном тростнике, их назвали Икшваку. Царь Бхарадваджа умер бездетным, поэтому не без осложнений был коронован старший из Икшваку Он тоже не имел детей, и престол наследовал младший Икшваку Гаутама. От него прошло 100 царей, которые правили в стране Потала, вплоть до царя Икшваку Вирудхака.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека