Библиотека
О бодхичитте в тантре
Бодхичитта, сострадательная активность ума, прямо познающая пустотность всего, требует, в том числе, решимости и мужества быть в непосредственной деятельной связи с самим собой и всем миром и при этом быть в равновесии.
Вот почему в мандале Ваджрадхату во внешних тантрах за порождение бодхичитты "отвечает" Ваджрасаттва, один из бодхисаттв окружения дхьяни-будды Акшобхьи. Сам дхьяни-будда представляет т. н. ваджра-парамиту ("обретение другого берега") непоколебимого сосредоточения, воплощение ваджрной джняны (знания), неразрушимую, подобно алмазу, бодхичитту.
В ритуальных практиках внешних тантр 16 Великих Бодхисаттв представляют 16 уровней продвижения от бодхичитты через к пробуждению и вхождению в нирвану.
Так вот, Ваджрасаттва персонифицирует бодхичитту, внутренне присущую живому существу. Представляет первое рождение, первую бхуми, уровень, на котором у садхака впервые проявляется бодхичитта, и он приобретает Прекрасную Зерцалоподобную Мудрость, непрерывное осознание, что он сам и другие не разделены, но слиты в равенстве. Эта мудрость - основа для развития добродетели "благодеяний для других", цели и кульминации 16 уровней развития (из описания мандалы Ваджрадхату в йога-тантре "Ваджра-шекхара").
Таким образом, мы можем понять, что порождение истинной бодхичитты прямо связано с достижением первой бхуми бодхисаттв и прямым постижением пустотности бытия силой сострадания.
Достигнуть первой бхуми бодхисаттв труднее, чем научиться летать.
"Бодхичитта охватывает все аспекты пути махаяны от совершенной мотивации и стремления к всеобщему просветлению до сострадания и мудрости и, в конечном счете, до просветления (которое является предельной бодхичиттой). Практическая бодхичитта требует совершенного владения двойным принципом просветления (искусными средствами и распознающей мудростью). Приверженец учения, такой как стремящийся к просветлению бодхисаттва, прививает доброту и сострадание, и в ходе этого практикует щедрость, альтруизм, терпимость, старание и внутреннее равновесие.
В ритуальных практиках внешних тантр 16 Великих Бодхисаттв представляют 16 уровней продвижения от бодхичитты через к пробуждению и вхождению в нирвану.
Так вот, Ваджрасаттва персонифицирует бодхичитту, внутренне присущую живому существу. Представляет первое рождение, первую бхуми, уровень, на котором у садхака впервые проявляется бодхичитта, и он приобретает Прекрасную Зерцалоподобную Мудрость, непрерывное осознание, что он сам и другие не разделены, но слиты в равенстве. Эта мудрость - основа для развития добродетели "благодеяний для других", цели и кульминации 16 уровней развития (из описания мандалы Ваджрадхату в йога-тантре "Ваджра-шекхара").
Таким образом, мы можем понять, что порождение истинной бодхичитты прямо связано с достижением первой бхуми бодхисаттв и прямым постижением пустотности бытия силой сострадания.
Достигнуть первой бхуми бодхисаттв труднее, чем научиться летать.
"Бодхичитта охватывает все аспекты пути махаяны от совершенной мотивации и стремления к всеобщему просветлению до сострадания и мудрости и, в конечном счете, до просветления (которое является предельной бодхичиттой). Практическая бодхичитта требует совершенного владения двойным принципом просветления (искусными средствами и распознающей мудростью). Приверженец учения, такой как стремящийся к просветлению бодхисаттва, прививает доброту и сострадание, и в ходе этого практикует щедрость, альтруизм, терпимость, старание и внутреннее равновесие.
Чтобы завершить процесс просветления, он доводит свою интеллектуальную мощь до трансцендентального уровня, ибо мудрость вскрывает переворачивающее постижение предельного состояния (пустотности) ума и реальности, с одной стороны, и включает в себя более широкое измерение реальности, - то есть невоспринимаемое единство материальных и ментальных явлений и, действительно, нераздельность существования и просветления (сансары и нирваны)" (Чогьям Трунгпа, "Махамудра").