Центр тибетской медицины 'Кунпен Делек Менкан' - Дарующий благо и полезный для всех
Будда медицины

Библиотека

Ламаистская астрология и обрядовые практики шаманов Центра Азии


"Шаману философия нужна, а много думать не надо", - с этих слов моего Учителя, Небесного ламаистского шамана Таш-оола Бууевича Кунгаа, началось мое посвящение в духовную традицию шаманов Тувы и Западной Монголии.

...Я был аспирантом философского факультета. Оставив надежды на медиков, пытался найти в библиотеке лекарство от преследовавшей с детства "шаманской болезни". Системы "многознания" уму, как водится, не научали. Философия, где не нужно много думать? - неожиданность такого подхода вселяла надежды.

И надежды на выздоровление, приобретение твердой почвы под ногами сбылись. "Шаманская болезнь" сменилась "шаманским здоровьем", сомнения - пониманием. Философия безмолвия, спонтанного действия и вселенской энергии открыла себя как "Зурха" - астрология Буддизма желтых шапок.

Зурха - является проводником религиозных постулатов о духовном освобождении и милосердии в повседневную ткань практических действий. Это учение предлагает людям сведения о наиболее благоприятных условиях для достижения земных радостей: физического здоровья, материального благополучия и семейного счастья, таким образом, чтобы открыть им доступ к радости Вечного Неба.

Зурха, прежде всего, - метод осознанности, выводящий человека за пределы детерминации материального мира, это также силовое поле магических обрядов, защищающих человека в сложных жизненных ситуациях. Как философская доктрина, ламаистская астрология вобрала в себя знания древних учений, от даосизма до шаманизма, и развивает их в соответствие с изменениями времени.

Шаманы нашей линии, наряду с некоторыми категориями лам, обеспечивают передачу доступного знания и совершают комплекс необходимых обрядовых практик.

Мой учитель родился в Завханском аймаке Монголии в 1940 - году Железного дракона. В пятилетнем возрасте стал наследником силы небесных шаманов, покинувших мир. Репрессии Красной армии против монгольского духовенства унесли жизни 32 тысяч лам и поставили под сомнение само существования духовной традиции.

Таш-оолу Бууевичу пришлось, перебравшись в Туву, на протяжении сорока лет стать хранителем знания. На священных местах Южной Тувы. Впоследствии им были построены ламаистские храмы: в Эрзине и в Самагалтае, древней столице Тувы, там же, впоследствии была основана и религиозная организация шаманов "Кузунгу-ээрен". С древнейших пор в Центральной Азии поклоняются Вечному Небу, которое понимается как бесконечное сознающее себя пространство, - источник и вместилище жизни всех живых существ. К нему также обращаются как к Самосущему Уму, Телу просветления. Небо - это вечный, неизменный зритель, наслаждающийся игрой своих энергетических элементов. Человеку даны пять органов чувств, посредством которых он воспринимает энергию пяти великих первоэлементов: Огня, Земли, Железа, Воды, Дерева. Данные опыта, суммированные интеллектом и чувством индивидуального "я", предлагают вниманию людей материальный мир, Землю. Разворачиваясь в космическом танце времени, пять элементов дополняются еще тремя: Горой, Воздухом и Небом. Циклом восьмилетних перемен Безначальное манифестирует себя в мире конечных форм, в общем сновидении существ, пребывающих в сансаре. У каждого индивида есть шестое чувство, позволяющее ему получать знание непосредственно из самого источника.

Человек, рождаясь в тот или иной год соответствующей стихии, рождается на определенном месте, а затем каждый следующий год - меняют "место" своего пребывания. Например, мужчины, рождаясь на Огне, меняют свое "место на Небе", двигаясь по часовой стрелке, женщины, рождаясь на Воде - против часовой стрелки.

Каждое "место" - год - это специфическая ситуация выбора, стоящая перед человеком, особое приглашение, полученное им от Вечного Неба.

Каждый год мы видим особый сон,

содержащий в себе специфический

смысловой узор, направляющий нас
к пробуждению.

"Что внутри, то - снаружи", старая как мир истина. Если человеком правят страсти и заблуждения, тогда центробежная сила, сопровождающая циклическую перемену мест, толкает человека на периферию очерченного выше круга. Здесь актуальный элемент и направление парализуют внимание человека. Приходиться испытывать разрушительные воздействия этого элемента, как в вопросах здоровья и душевного равновесия, так и в сфере материального благополучия. Периферия этого круга является средоточием поведенческих смыслов, на основе которых построена современная цивилизация искушений. Мотивационная перспектива опасений и ожиданий, навязанная одномерным социальным шаблоном, делают человека заложником разрушающего времени. Здесь присутствует существенная опасность стать жертвой внешних сил и обстоятельств.

Основная задача ламаистской астрологии - укреплять связь человека с тем, над чем не властны изменения.

На основании показаний различных астрологических сведений, в том числе, Звезды-покровителя в Большой Медведице, одного из двенадцати животных покровителей, - благоприятных дней и направлений и других факторов, человек имеет возможность вне зависимости от того, в какой жизненной ситуации находится, формировать ее самостоятельно. Понимание того, что окружающие меня аспекты реальности - это плод моих прежних действий, зачастую сопряжено с желанием изменить положение вещей. Не становится ли, в таком случае, точкой отсчета для всякой внутренней работы грех, а для внешнего поведения - проблема? Вероятно, существуют такие жизненные стратегии, когда внутренняя сила человека вместо "накачивания" негатива питает его лучшие начинания? Астрологический метод используется как маяк для обустройства жизни, таким образом, что, верующий концентрирует энергию своего сознания камертонально попутному ветру благоприятных сочетаний элементов, неуклонно двигаясь в сторону "заветного центра".

Находясь в центре перемен, как говорят мудрые, оставляя в стороне беспокойства "эго", человек перестает иметь дело с материализовавшимися в виде земли жадностью, в виде железа гордыней и т.д. Он начинает иметь дело с проявлениями заботливой и непреклонной силы, желающей ему одного: быть свободным. Добрый Знак становится указанием к действию, а нарастающая радость переживания "здесь и сейчас" сопровождает его от начала и до конца.

Состояние внутреннего безмолвия - это шестое чувство вне ограничений, это квинтэссенция "центра". Силу этого осознавания во всей полноте передал Бурхан Багш - Будда Шакьямуни, и она поддерживается Докшинами, Защитниками веры в сердечных молитвах - "тарина". Эта сила приводится в исполнение в предполагаемых Зурхой магических действиях и религиозных обрядах, связанных с поворотом Колеса Времени.

Основными среди астрологических обрядов на протяжении длительного времени были и остаются следующие.

"Очищение года". Проводится один раз каждые 12 лет. Вопреки распространенному сейчас в Европе мнению, будто год Животного-покровителя - это самый удачный год в жизни: "Наконец-то настал мой - год Дракона, теперь можно позволить себе все", - это сложный год. Все равно, что со своей тенью столкнуться. Возможны болезни, неприятности.

"Очищение менге". Проводится один раз в 9 лет. "Менге" - по-тибетски означает "родинка" или "пятно". Это абстрактное понятие, которое в цвето-цифровом коде определяет существенные энергетические характеристики духа человека, т.е., его бессмертной составляющей, которая перерождается после смерти. Очень трудный год - "под девять глаз годовых попасть, под девять глаз коровьих". Может случиться всякое, это коварный, опасный год.

"Очищение совпадения места." Проводится для двух или больше людей, находящихся в течение одного года или с рождения в тесном контакте под знаком одного и того же элемента, "места на Небе". Такая ситуация способствует потенциализации совместных проблем, невольному "наведению" друг на друга неприятностей, болезней.

Общим началом в этих обрядах служит предохранение человека от неблагоприятных гравитационных воздействий. Повышенное давление на тело и дух человека в переломные годы можно сравнить с перегрузками, которые испытывают летчики, преодолевая сверхзвуковой барьер. Неизбежное негативное влияние сводится до минимума за счет "включения" силовой дуги, объединяющей силы защитников Трех миров. Одним из важнейших условий ее осуществления является, верующий, человек, которому совершают обряд. Критерием веры в шаманском понимании служит наличие в сердце живого импульса движения к "Центру", признание того факта, что магическое "Здесь и сейчас" происходит здесь и сейчас.

Сердечный союз Желтой, буддийской веры, и веры Черной, шаманской длится столетия. За это время Зурха стала для нас основным сводом правил, которые помогают всем видам повседневной деятельности. Астрологический расчет является составной частью свадебных церемоний, погребального обряда "Гандан Топча", ворожбы "Хуанак". Зурха используется в очистительных камланиях, и, конечно же, в лечебных. Знание своего "менге" означает знание небесного покровителя, то есть знание своего имени перед бесконечностью, своего подлинного лица.

Ламаистская астрология стала детищем интенсивного диалога различных духовных традиций. Надеюсь, он будет продолжаться.


Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека