Ступа Сваямбунатх.
В трёх километрах от Катманду на холме высотой 77 метров расположена Ступа Сваямбунатх, которая считается второй по величине после Ступы Бодднатх. История её «самовозникновения» овеяна легендами, уходящими в глубокую древность.
Согласно геологическим изысканиям, долина Катманду в те времена была заполнена водой, представляя собой большое озеро с островом в центре. Рассказывают, что однажды над этим озером парил Изначальный Будда. Увидев внизу остров, он бросил на него семя цветка и предсказал, что из этого семени на острове вырастет чудесный тысячелепестковый лотос. Он явит собой хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу («самосущего» в переводе с санскрита). Цветок расцвёл спустя 800 лет. Он стал духовным приютом для многочисленных Бодхисаттв того времени.
Однажды сам Манджушри, покровитель знаний и мудрости, пришёл сюда из Тибета, чтобы поклониться святыне. Он рассёк горы в долине Катманду мечом, прогоняющим тьму невежества. Вода стала быстро покидать озеро через образовавшуюся в горах брешь, обнажая плодородную долину. Остров превратился в холм, который назвали Обезьяньим из-за большого количества населяющих его обезьян. На вершине холма спонтанно возникла небольшая хрустальная ступа, названная «самовозникшей» (Сваямбунатх). Впоследствии вокруг хрустальной ступы был построен настоящий храмовый комплекс. Древние тексты рассказывают о посещении царём Ашокой этого места в третьем веке до н.э. Строительством храма в более поздний период (460 г. н. э.) руководил лично король Манадэва, а к тринадцатому веку Сваямбхунатх уже стал крупным буддийским центром. Всё было бы замечательно, если б не монгольские завоеватели, вторгшиеся в Непал в 1346 году. В поисках золота, варвары разрушили ступу. И лишь в период правления королевской династии Малла ступа вместе с храмовым комплексом была отстроена заново, претерпев при этом значительную реконструкцию.
Добираться до вершины холма лучше всего пешком по Большой Лестнице. Эта, очень крутая лестница, состоящая из трёхсот ступеней, была построена в 17-м веке при короле Пратап Малла. Сверху она выглядит почти отвесной. Поднимаясь по ней всё выше и выше, путник забывает об усталости, вовлекаясь в просмотр важнейших достопримечательностей. Ещё бы, ведь его глазу открываются отпечатки ног святых, барельефы, изображающие сцены из жизни Будды и многочисленные буддийские статуи.
Преодолев последнюю ступень, путник встречает на вершине холма огромный дордже, лежащий у подножия Ступы Сваямбунатх. Символизируя быстрое просветление, дордже является важнейшим символом в буддизме Ваджраяны. Этот термин переводится с тибетского как «удар молнии» (санскр. ваджра). В тантрических учениях ваджра представляет мужское начало, а скипетр, выполненный в виде дордже и используемый в практиках и церемониях наряду с колокольчиком, символизирует женское начало.
Огромный дордже так же был создан при короле Пратап Малла. При нём неподалёку от большой ступы были построены и два шикхара (храм в индийском стиле).
Ступа Сваямбунатх по форме очень похожа на Ступу Бодднатх. Подобным же образом описывается и её символический смысл. На каждую сторону света со стен ступы взирают необычные по форме глаза - всевидящие глаза Будды, их проницательный взгляд проникает в самые глубинные аспекты ума.
Ступа построена на основании, выполненном в виде мандалы, символизирующей просветлённое сознание и соответствующее элементу земли. Следующая ступень символизирует воду, представляя собой кирпично-глиняную полусферу. Элемент огня выполнен в виде куба, ориентированного по сторонам света. Ещё выше размещена коническая крыша, состоящая из тринадцати колец, указующих на тринадцать ступеней, которые следует пройти на пути к Нирване. Крышу венчает зонт - символ самой Нирваны, а над зонтом возвышается шпиль, символизирующий собой эфир. В стенах ступы можно насчитать девять ниш, с установленными в них пятью фигурами дхьяни-Будд и четырьмя фигурами женских божеств.
Рядом с большой Ступой располагается много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств. Строительство большинства из них финансировалось королями, браминами, богатыми домовладельцами или другими последователями из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней. Так же здесь расположено много храмов разных школ. В одном из них находится красивейшая шестиметровая статуя Авалокитешвары.
Вокруг холма по всему периметру построена ограда с молитвенными барабанами. Обходя ступу по часовой стрелке и вращая молитвенные барабаны с вложенными в них мантрами, паломники нарабатывают заслуги, вознося вместе с мантрами пожелания на благо всех живых существ. Считается, что спрятанная внутри барабана мантра начинает действовать с момента его вращения. Здесь можно встретить все восемь видов тибетских ступ. На протяжении коры (тибетское слово, обозначающее обход ступы) сооружены четыре новых чортена (тибетское название ступы) и установлено множество стен с молитвенными колёсами. Тибетцы называют Ступу Сваямбунатх Пакпа Щингкун.
В окрестностях Сваямбунатха построено много тибетских монастырей, в которых сегодня организуются ретриты и семинары для западных студентов.
Величественные вершины Лангтанга и Ганеш Химал открываются взору путника с площадки у подножия ступы. Вместе с чарующим видом на Катманду и его долину они не оставят равнодушными ни паломника ни туриста.
Согласно геологическим изысканиям, долина Катманду в те времена была заполнена водой, представляя собой большое озеро с островом в центре. Рассказывают, что однажды над этим озером парил Изначальный Будда. Увидев внизу остров, он бросил на него семя цветка и предсказал, что из этого семени на острове вырастет чудесный тысячелепестковый лотос. Он явит собой хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу («самосущего» в переводе с санскрита). Цветок расцвёл спустя 800 лет. Он стал духовным приютом для многочисленных Бодхисаттв того времени.
Однажды сам Манджушри, покровитель знаний и мудрости, пришёл сюда из Тибета, чтобы поклониться святыне. Он рассёк горы в долине Катманду мечом, прогоняющим тьму невежества. Вода стала быстро покидать озеро через образовавшуюся в горах брешь, обнажая плодородную долину. Остров превратился в холм, который назвали Обезьяньим из-за большого количества населяющих его обезьян. На вершине холма спонтанно возникла небольшая хрустальная ступа, названная «самовозникшей» (Сваямбунатх). Впоследствии вокруг хрустальной ступы был построен настоящий храмовый комплекс. Древние тексты рассказывают о посещении царём Ашокой этого места в третьем веке до н.э. Строительством храма в более поздний период (460 г. н. э.) руководил лично король Манадэва, а к тринадцатому веку Сваямбхунатх уже стал крупным буддийским центром. Всё было бы замечательно, если б не монгольские завоеватели, вторгшиеся в Непал в 1346 году. В поисках золота, варвары разрушили ступу. И лишь в период правления королевской династии Малла ступа вместе с храмовым комплексом была отстроена заново, претерпев при этом значительную реконструкцию.
Добираться до вершины холма лучше всего пешком по Большой Лестнице. Эта, очень крутая лестница, состоящая из трёхсот ступеней, была построена в 17-м веке при короле Пратап Малла. Сверху она выглядит почти отвесной. Поднимаясь по ней всё выше и выше, путник забывает об усталости, вовлекаясь в просмотр важнейших достопримечательностей. Ещё бы, ведь его глазу открываются отпечатки ног святых, барельефы, изображающие сцены из жизни Будды и многочисленные буддийские статуи.
Преодолев последнюю ступень, путник встречает на вершине холма огромный дордже, лежащий у подножия Ступы Сваямбунатх. Символизируя быстрое просветление, дордже является важнейшим символом в буддизме Ваджраяны. Этот термин переводится с тибетского как «удар молнии» (санскр. ваджра). В тантрических учениях ваджра представляет мужское начало, а скипетр, выполненный в виде дордже и используемый в практиках и церемониях наряду с колокольчиком, символизирует женское начало.
Огромный дордже так же был создан при короле Пратап Малла. При нём неподалёку от большой ступы были построены и два шикхара (храм в индийском стиле).
Ступа Сваямбунатх по форме очень похожа на Ступу Бодднатх. Подобным же образом описывается и её символический смысл. На каждую сторону света со стен ступы взирают необычные по форме глаза - всевидящие глаза Будды, их проницательный взгляд проникает в самые глубинные аспекты ума.
Ступа построена на основании, выполненном в виде мандалы, символизирующей просветлённое сознание и соответствующее элементу земли. Следующая ступень символизирует воду, представляя собой кирпично-глиняную полусферу. Элемент огня выполнен в виде куба, ориентированного по сторонам света. Ещё выше размещена коническая крыша, состоящая из тринадцати колец, указующих на тринадцать ступеней, которые следует пройти на пути к Нирване. Крышу венчает зонт - символ самой Нирваны, а над зонтом возвышается шпиль, символизирующий собой эфир. В стенах ступы можно насчитать девять ниш, с установленными в них пятью фигурами дхьяни-Будд и четырьмя фигурами женских божеств.
Рядом с большой Ступой располагается много маленьких ступ и образов буддистских и индуистских божеств. Строительство большинства из них финансировалось королями, браминами, богатыми домовладельцами или другими последователями из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней. Так же здесь расположено много храмов разных школ. В одном из них находится красивейшая шестиметровая статуя Авалокитешвары.
Вокруг холма по всему периметру построена ограда с молитвенными барабанами. Обходя ступу по часовой стрелке и вращая молитвенные барабаны с вложенными в них мантрами, паломники нарабатывают заслуги, вознося вместе с мантрами пожелания на благо всех живых существ. Считается, что спрятанная внутри барабана мантра начинает действовать с момента его вращения. Здесь можно встретить все восемь видов тибетских ступ. На протяжении коры (тибетское слово, обозначающее обход ступы) сооружены четыре новых чортена (тибетское название ступы) и установлено множество стен с молитвенными колёсами. Тибетцы называют Ступу Сваямбунатх Пакпа Щингкун.
В окрестностях Сваямбунатха построено много тибетских монастырей, в которых сегодня организуются ретриты и семинары для западных студентов.
Величественные вершины Лангтанга и Ганеш Химал открываются взору путника с площадки у подножия ступы. Вместе с чарующим видом на Катманду и его долину они не оставят равнодушными ни паломника ни туриста.